В Петербурге в преддверии выборов участились случаи доставки некачественной еды курьерами. Учитывая прошлогодний опыт, можно с уверенностью сказать, что дело может дойти и до отравлений. Напомним, что осенью 2023 года 274 петербуржца попали в больницы из-за отравления едой, приготовленной сетью Greenbox и доставленной «Самокатом». Greenbox сделал выводы, и о новых нареканиях в его адрес нам больше неизвестно, но с доставкой, похоже, не все так хорошо, и с наступлением жары проблемы вернулись.

Курьер «Самоката» недавно доставил петербурженке гниющий салат и черешню с плесенью. Об этом Мойка78 сообщала 12 июля 2024 года. На возмущение клиентки служба поддержки ответила только на следующий день. Мол, извините, слишком много обращений.

Мы насторожились. Тенденция явно нехорошая. Будет обидно, если некоторые избиратели не пойдут к избирательным урнам, а будут сидеть в туалете. И, не дай Бог, вообще окажется в больнице.

Особенно жаль депутатские труды. Любой из них скажет, каких усилий стоит получить доверие и голоса людей. Поэтому мы решили узнать у некоторых парламентариев, собираются ли в Заксобрании менять ситуацию с дарксторами. Например, закрыть их, хотя бы на время жары и предвыборной кампании.

Мысли о том, что нужно что-то предпринять, действительно есть. Но пока не такие радикальные.

Депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилёв направил инициативу в Минпромторг. Он обеспокоен тем, что дарксторы фактически оказались за рамками законодательства, применяемого к общепиту. И не доводят до потребителя нужную информацию.
«В условиях роста в Российской Федерации числа отравлений готовой едой, требования к работающим в этой сфере предприятиям целесообразно ужесточить. В том числе в части предоставления полной и достоверной информации о происхождении, дате и времени изготовления, сроках годности готовой к употреблению продукции потребителю»,
— обращается в Минпромторг Алексей Цивилёв.

С таким же вопросом Мойка78 обратилась к депутату Заксобрания Александру Новикову. Он ответил, что, по его мнению, на уровне Заксобрания обсуждать эту тему рано. Тем более, что контролировать и наказывать за нарушения вполне в силах соответствующие ведомства.

Разумеется, следить за даркстором должны не только депутаты. Есть на то исполнительная власть в лице комитета по промышленной политике, инновациям и торговле и его руководителя Кирилла Соловейчика. И надзорные органы — тот же Роспотребнадзор, который возглавляет Наталия Башкетова.

Они, к слову, могли бы и объединить усилия, только была бы политическая воля. По поводу сервисов доставки есть нюанс, их причисляют к IT-компаниям. А они временно освобождены от плановых проверок. Внепланово «Самокат» проверяли как раз после массовых отравлений в 2023 году. После проверок суд наказал сервис штрафом в 20 тысяч рублей.

Сейчас в отношении дарксторов решительных действий не наблюдается.

Хотя очевидно, что в деле взаимодействия с бизнесом у ведомств есть свои методы и наработки. Взять хотя бы кикшеринг, который некоторое время оставался вне правового поля. Но инструменты и аргументы нашлись. Теперь комитет по транспорту Петербурга подписывает с сервисами проката соглашение и регулирует их использование. Например, самокатчики не могут разгоняться в городе больше 20 км/ч.

Можно посмотреть на опыт Москвы. Там в апреле 2024 года Дептранс установил стандарты работы служб доставки еды. Теперь курьеров, как и таксистов, регистрируют в сервисе «Таксомотор», они сдают тест на знание ПДД и обязаны работать в узнаваемой форме компании. Стандарты будут дополняться новыми правилами постепенно. Документ подписали все крупные сервисы доставки еды. Следующим шагом вполне может стать соглашение о контроле качества доставляемой продукции.

Почему бы Северной столице не подключиться к проблеме еды из доставки. Особенно на фоне недавних вспышек ботулизма в Москве. К тому же до сентябрьских выборов жара еще не раз посетит Петербург.