Строительные подрядчики могли получить из бюджета Петербурга более 500 млн рублей на ремонт разрушающегося дома на Большой Зелениной. Эта сумма покрывает и те работы, которые уже запланированы. При этом жителям в ближайшие два года обещали дополнительное финансирование.

Фото: Мойка78

Редакция посчитала, сколько за те годы, пока дом не спешили признавать аварийным, получили подрядчики на точечный ремонт перекрытий и лифтов. Только в этом году сумма планируемых вливаний в работы должна была превысить четверть миллиарда рублей.

Фото: Мойка78

Дом 1/44 по Большой Зелениной. Фото: Мойка78

Дом 1/44 по Большой Зелениной. Фото: Мойка78

Как следует из данных госзакупок, жилищный комитет, работу которого курирует вице-губернатор Евгений Разумишкин, в этом году выделил 224 млн рублей подрядчику, который возьмется восстановить часть несущих конструкций. При этом в документации тендера прямо указано, что закупка в целом разыгрывается из-за опасности локальных обрушений. Впрочем, впоследствии процедура выбора подрядчика была отменена.

Евгений Разумишкин. Фото: Мойка78

После этого в 2024 году две похожие по целям закупки взяли компании «Стройпроект» Александра Костылева и «Строительные решения» Карена Сарданяна. Последняя, кстати, только в 2022 году прошла квалифицированный отбор в подрядчики жилищного комитета. Для обеих суммы в 144 млн и 80 млн рублей, которые они должны были получить за работы, либо превышают, либо близки к общему портфелю выигранных тендеров за все время работы. По данным 78.ru, «Строительные решения» не успели приступить к работам, «Стройпроект», наоборот, успел выйти на объект. К слову, как следует из данных единого реестра проверок прокуратуры, профильные контролирующие ведомства ни разу за последние пять лет не присматривались к деятельности обеих компаний.

В 2020 году СК «Подсолнух» также получила 21,5 млн рублей на ремонт коммунальных сетей. Однако закупка была комплексной и предполагала работы по ряду других адресов, к примеру, на Добролюбова и Малой Посадской. На Большую Зеленину, как следует из документации тендера, предполагалось потратить 1,3 млн рублей. В расчетах общей стоимости ремонта обрушающегося дома наша редакция использовала, естественно, только эту стоимость.

В том же 2020 году, компания «Форсаж» Алексея Казанцева получила чуть больше 9 млн рублей за восстановление опасных конструкций. Тогда, в тендере также было указано, что работы проводятся в связи с опасностью их обрушения. Для «Форсажа» дом на Большой Зелениной был знаком с 2019 года. Тогда, согласно данным госзакупок, компания также проводила противоаварийные работы. Ее, кстати, в период работ на Большой Зелениной также не проверял ни Ростехнадзор, ни другие ведомства, следует из реестра прокуратуры.

Интересные тенденции можно наблюдать в отношении лифтов в проблемном здании. Им, кажется, уделялось большое внимание. Первый ремонт оборудования проводился в 2016 году за 6,1 млн рублей. В начале 2023 года тендер, который предполагал в том числе и модернизацию лифтов разыграли второй раз. Тогда сумма контракта составила скромные 824 тыс. рублей. И наконец 5 августа 2024 года, когда из дома уже валились кирпичи, определился уже третий подрядчик, работа которого предполагает модернизацию лифта. На этот раз за 409 тыс. рублей.

Итого, по подсчетам редакции, с 2016 года на дом планировалось потратить 511 млн рублей. Фактическая сумма работ немного меньше – 264 млн рублей. При этом нужно учитывать, что больше всего средств – это именно противоаварийные работы.

Кроме того, по данным «Фонтанки», жителям дома в 2025 обещали провести аварийно-восстановительные работы. Если финансирования не будет, то – в 2026 году. Объем работ и их стоимость, ожидаемо, чиновниками из районной администрации, возглавляет которую Владимир Омельницкий, не приводили.

На фоне многомиллионных трат на один конкретный дом (а сколько таких в старом фонде Петербурга) и последствий, которые сейчас нужно оперативно разгребать чиновникам, совсем уж странной становится ситуация в жилищном комитете, где уже несколько месяцев не могут назначить постоянного руководителя. При этом покрыта тайной мотивация снимать адекватно воспринимающего проблемы жилого фонда Олега Зотова, которого пересадили в кресло советника губернатора.

Кроме того, нужно учитывать, что пул подрядчиков, которых отбирает жилищный комитет, кажется, ориентирован больше на ремонт, не требующий подключения специалистов по проблемным домам. В этом году, к примеру, квалификационный отбор прошли часть фирм, которые кажется не могут особо похвастаться большим опытом работы на господрядах, связанных с реставрацией зданий. В частности, в пул подрядчиков вошла компания «Энердрим» из ХМАО.

Как следует из данных госзакупок, ее опыт ограничивается поставкой светильников в аэропорт Сургута. Также тендеры по текущему ремонту многоквартирных домов после отбора начала получать компания «Строительное управление №55», хотя до этого получала контракты суммарно лишь на 11 млн рублей. Еще один такой пример – ООО «Живая старина». До отбора в пул жилищного комитета ее опыт ограничивался несколькими тендерами всего на 4,7 млн рублей. Для сравнения, проверенные годами подрядчики имеют в своем портфеле тендеры на 1-2 млрд рублей.

В то же время, контакты специалистов, которые ориентированы на сложные реставрации исторических зданий должны быть у комитета по строительству под руководством Игоря Креславского и КГИОП, руководит которым в статусе и.о. Алексей Михайлов. Это наталкивает на мысль, что логичным было бы обращение с историческими домами все же диверсифицировать. В этом случае локальный ремонт фасадов или поддержание состояния зданий, по которым нет рисков обрушения, можно было бы оставить за жилищным комитетом. А сложные работы по нивелированию рисков разрушений и перестройку несущих конструкций отдать в руки строителей во главе с вице-губернатором Николаем Линченко. Так сложные работы, предполагающие риски для жильцов исторического фонда будут не в руках маляров и кураторов дворников, а под контролем строительных профессионалов.

Дом 1/44 по Большой Зелениной. Фото: Мойка78

К тому же Линченко, кажется, должен быть знаком с проблемным домом на Большой Зелениной. К примеру, в 2019 году, по сведениям редакции, жители дома писали обращение в Минстрой РФ по вопросу признания дома аварийным. Отвечал на обращение тогда именно Николай Линченко, указывая, что пакет документов для прохождения комиссии и включения дома в реестр аварийных уже формируется, а сам вопрос находится на контроле районной администрации.

Обложка журнала с Николаем Линченко. Фото: Мойка78