Злодеи с лазерными указками снова засели вблизи Пулково. В минувшие выходные они пытались ослепить экипажи двух самолетов.

В ночь на 15 сентября Boing-738 авиакомпании «Победа» вылетел из Петербурга в Челябинск. Когда воздушный борт поднялся на высоту 3 тыс. метров, неизвестный злоумышленник лазером предпринял попытку ослепить членов экипажа. Предварительно, сам он находился в 30 км от аэропорта отправления. 

Взлет воздушного судна прошел в штатном режиме. Никто не пострадал и экипаж в итоге ослепить не удалось. Полиция приняла меры к розыску подозреваемого.

Аналогичный случай произошел ранним утром в воскресенье, но с рейсом Минеральные Воды — Петербург. На этот раз ослепить пытались экипаж Airbus A319 авиакомпании «Россия». Аварийную ситуацию командир воздушного судна решил не декларировать. Об инциденте сообщил Telegram-канал «Авиаторщина».

Пилотов в Пулково пытались слепить лазером еще 10 лет назад. Мойка78 вспоминает, когда происходили похожие ситуации.

Два свежих случая датируются августом этого года. Так, от экипажа одного из самолетов в петербургском аэропорту ночью 23 августа поступила информация, что в районе Колпино кто-то светит указкой. Иных подробностей не поступало. 

Вечером 24 августа перед посадкой в Пулково пилоты сразу нескольких лайнеров отправили диспетчерам жалобы на зеленый луч. Об этом сообщили экипажи перевозчиков «Россия» и Nordwind. Самолеты летели в Северную столицу из Мурманска, Стамбула, Москвы и Казани.

Лазер не помешал посадке. Предварительно, злодеи могли могли слепить со стороны площади Конституции.

29 апреля 2023 года свет от лазера достиг самолета с отправлением Сочи — Петербург. Нарушитель пытался ослепить экипаж, но не вышло. Воздушный борт благополучно сел. Неизвестный, предварительно, мог находиться в одном из жилых домов вблизи воздушной гавани. Однако эта информация не подтверждена.

Три года назад, 25 января 2021 года, при заходе на посадку в Пулково экипаж судна авиакомпании «РусЛайн», державший путь из Ханты-Мансийска в Петербург, доложил диспетчеру об ослеплении зеленым светом. Кто-то направил лазерную указку в самолет. Благо, посадке это не помешало.

Перед данным инцидентом был некий период затишья. Найти в открытых источниках информацию о похожих случаях в период с 2020 по 2014 год не удалось.

Но 27 августа 2014-го сразу два самолета пытались ослепить зеленым лазером. Сначала досталось экипажу  рейса Геленджик – Петербург. Предварительно, злодеи засели в районе ж/д станции Лигово. Оттуда же через несколько минут они предприняли попытку ослепить кабину рейса Екатеринбург – Петербург. Посадка лайнеров, несмотря на это, прошла штатно.

Вечером 12 августа, но 2013 года лазерный луч кто-то направил в сторону самолета «России». Об увиденном доложил командир судна. Луч никак не угрожал безопасности полета.

Уголовная ответственность

В 2011-м проблема использования лазерных указок в хулиганских целях приобрела массовый характер. В Госдуму хотели внести проект закона, устанавливающий ответственность по УК РФ за угрозу безопасности эксплуатации транспортных средств из хулиганских побуждений.

Предлагалось установить в качестве наказания лишение свободы на срок до 10 лет.

Депутат Владимир Плигин тогда заявлял, что с начала 2011 года было зафиксировано от 30 до 50 случаев ослепления пилотов лазерами.

Тот самый законопроект в итоге приняли, но не сразу и в другой редакции. В апреле 2017 года в УК РФ внесли  ст. 267.1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств». Хулиганы могут влететь на штраф в размере от 150 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере зарплата или иного дохода осужденного за период до 2 лет. Также возможно ограничение свободы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на те же 2 года.

«Лазерные хулиганы»

Замначальника ГУ на транспорте МВД России Дмитрий Кондратьев в феврале 2013-го отмечал, что так называемые лазерные хулиганы со временем почти перестали беспокоить наших летчиков. При этом Кондратьев посетовал, что СМИ оказали полиции «плохую помощь», потому что якобы «разрекламировали подобные ЧП», передавало РИА Новости.

Опасность лазерных указок

Злоумышленники, пытающиеся зачем-то насолить экипажу самолета и его пассажирам, используют, как правило, несертифицированные лазерные указки. Они способны обжечь глаза.

Офтальмолог Минздрава Владимир Нероев отмечал, что некоторые указки могут бить до 50 км, а значит обладают поражающим свойством. Их внушительная мощность способна повредить сетчатку глаза, хрусталик и роговицу. Даже при правильно лечении крайне сложно восстановить пациенту зрение, отметил Нероев в разговоре с РИА Новости.