Мойка78 рассказала историю петербурженки Екатерины, которая несколько месяцев получала угрозы убийством дочери от настойчивого «поклонника». Валерий закидывал ее сообщениями, в которых обещал, что ребенка девушки обольют кислотой.
К тому же, «поклонник» наловчился создавать в соцсетях фейковые страницы, которые вел от лица самой Екатерины и ее двухлетней дочери. С них петербурженка тоже получала град сообщений с проклятиями.
Причиной такого яростного преследования, по словам Екатерины, стала невзаимность чувств, которые Валерий к ней испытывал. Познакомились они 13 лет назад, с тех пор никаких отношений между ними не было – только редкие (раз в три-четыре года) переписки. Но в 2024 году старый «друг» вновь объявился и стал объясняться в любви. Когда Екатерина дала ему понять, что счастлива в браке, началось странное.
Само это слово плотно вошло в обиход после выхода повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Оно происходит от английского to stalk, что означает «идти крадучись».
Сталкерами называют еще и тех, кто увлекается исследованием заброшенных мест. Но чаще речь идет о навязчивых преследователях.
Киберсталкинг от кибербуллинга отличает интенсивность нападок. Буллинг обычно свойственен детям и подросткам и не связан с «маниакальной» одержимостью своей жертвой. Ее не пытаются «присвоить».
Официальной статистики на счет сталкинга нет. Во многом из-за того, что в России понятие «сталкинг» не закреплено в законодательстве. Жертва преследователя, конечно, может пойти в полицию. Но не факт, что ей там помогут, ведь полномочия правоохранителей в этом случае сильно ограничены.
Иногда сталкеров могут привлечь по таким статьям, как «Нарушение неприкосновенности частной жизни», «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан» или «Нарушение неприкосновенности жилища». Но многое из того, что делают эти люди, под закон не подпадает.
В России жертвам сталкинга пока остается только ждать чего-то откровенно противоправного со стороны своих преследователей. Лишь это даст надежду на то, что сталкер будет наказан. В итоге многие просто живут в страхе за свою жизнь и жизнь близких.
Как защитить себя от сталкинга в Сети, вопрос открытый. Впрочем, есть площадки и объединения, которые, вероятно, могут оказать в этом содействие.
Например, есть движение «Кибердружина», которое занимается выявлением преступлений в Сети. Речь, в частности, о мошенничестве, фейках, призывах к самоубийству. Информацию о подобных публикациях в интернете волонтеры передают в правоохранительные органы. Они также занимаются блокировкой опасного контента. Вероятно, так можно классифицировать и угрозы убийством в адрес женщин и детей.
Существует также проект «Сталкингу.нет». Через него можно попросить о помощи в освещении своей проблемы, а также в том, чтобы добиться наказания для преследователя.
В России в последние годы уделяют огромное внимание материнству. Это связано, в том числе, с демографическими проблемами. Уровень рождаемости в стране по-прежнему низок.
Чтобы поддержать женщин, власти вводят все больше мер материальной помощи. Это и материнский капитал, который ежегодно индексируется, и выплаты по уходу за малышами, и подарки для новорожденных. Недавно парламентарии предложили даже проводить «лотереи для младенцев», в которых каждый месяц будет разыгрываться по 10 квартир. Они, по задумке депутатов, будут предоставляться новоиспеченным родителям.
Вместе с тем законодательно до сих пор не решено, как женщине с детьми защитить себя от людей, которые делают их семейную жизнь невыносимой. Под угрозой в этой ситуации не только здоровый сон, но зачастую и жизни матери и ребенка.