Президент Владимир Путин недоволен темпами пересадки российских чиновников и депутатов на отечественные авто. Во время встречи 28 января с сотрудниками «АвтоВАЗа» в Тольятти глава государства отметил, что, несмотря на соответствующее указание, пока исполняется оно не слишком активно.
«Надо пересаживать чиновников на российские автомобили. И, действительно, такая команда есть. Но, к сожалению, я смотрю на то, что происходит в этой сфере, это указание пока не полностью исполнено»,— сказал президент.
Безапелляционное заявление, поддержанное на всех уровнях федеральной власти, о том, что работники властных структур должны пересесть на отечественные автомобили, было сделано в конце 2023-го — начале 2024 года. Предполагалось, что самой популярной машиной у чиновников станет «Лада Аура». Отечественный бизнес-седан должен был заменить иномарки в автопарках различных ведомств.
Летом 2024 года Путин прокатился за рулем «Ауры» по трассе М-11 и отметил, что машина хорошая. Осенью президент дал старт ее серийному производству.
В основе — модель «Лада Веста», но ее модернизировали. Зону для пассажиров сзади расширили на 25 сантиметров, изменили дизайн переднего бампера. Салон выполнен из натуральной кожи российского производства.
У авто — 1,8-литровый двигатель мощностью 122 л.с. и автоматическая коробка передач. Ценник стартует от 3 млн рублей. Предполагалось, что такие авто начнут поставлять в госструктуры в конце 2024 года.
А что чиновники и депутаты Петербурга?
Они тоже готовились поменять автопарк. В мае 2024 года председатель Заксобрания Петербурга Александр Бельский пообещал, что депутаты пересядут на отечественные машины.
«Если помните, год назад, после презентации новой „Лады“, рассказывал, что парламент планирует пересесть на отечественные машины. От своих слов не отказываюсь: ЗакС по-прежнему готов к обновлению автопарка»,— говорил Бельский.
Он сказал, что процесс действительно отложился, однако работа продолжается. По его словам, ЗакС «принципиально» ждет авто с заводов Петербурга, чтобы налоги от них оставались в городе.
Конкретную марку Бельский не назвал. Однако, судя по всему, речь об XCITE X-Cross 7, которую выпускает ООО «Автозавод Санкт-Петербург» (бывший завод Nissan).
Ожидается, что в госструктурах города появится еще 10 этих автомобилей. Всего на покупку моделей, выпускаемых именно в Петербурге, направили почти 50 млн рублей.
Если в целом говорить о закупке автомобилей для нужд чиновников, то за 2024 год госструктуры и госкомпании Петербурга заключили госконтракты на 381 млн рублей. Это 178 машин.
Чаще всего берут модели «АвтоВАЗа». Но это не «Аура». Наибольшей популярностью пользуются «Лада Гранта» и «Лада Веста».
Впрочем, судя по всему, автопарк пока не собираются лишать иномарок. Так, в феврале 2024 года Смольный искал подрядчика для ремонта «Мерседесов». Срок окончания контракта — 31 декабря 2025 года.
Губернатор Петербурга летом 2024 года заявлял, что сотрудничество с «АвтоВАЗом» будет расширяться, а город начнет закупать больше отечественных автомобилей. Других заявлений от представителей городской власти относительно реализации этих планов в СМИ обнаружить не удалось.
Между тем, пересесть на машины российского производства чиновники и депутаты должны были еще прошлой весной. По данным на 2023 год, отечественные автомобили составляли меньше 3 % от всего, чем владели городские ведомства.
Насколько изменилась эта статистика сейчас, предположить сложно, но, судя по всему, изрядную долю в автопарках до сих пор составляют машины зарубежных марок.