01:56, 06 Фев 2025, Чт

Дата:

Поделиться:

Авиапром: готовимся к триумфальным отчетам

Честно говоря, все устали от постоянных переносов сроков запуска новых российских самолетов в авиакомпаниях. В этом году вновь не ожидается появления на регулярных маршрутах среднемагистральных лайнеров МС-21 и Ту-214, ближнемагистрального SJ-100, а также регионального Ил-114-300.

Авиапром: готовимся к триумфальным отчетам
Ту-214. Фото: скриншот видео с YouTube-канала «AeroPortal»
Что касается дальнемагистрального Ил-96, то о нем говорить нечего – он выпускается в ограниченных количествах в Воронеже, и пока нет никаких новостей о его использовании коммерческими перевозчиками. 2025 год обещает стать временем испытаний и сертификации новых авиалайнеров, что является хорошей новостью. Следующим шагом после успешной сертификации должны стать серийное производство и начало эксплуатации отечественных самолетов, их фактическое появление на рынке. Будем внимательно следить за развитием событий.

МС-21 обретает отечественные черты

Авиапром: готовимся к триумфальным отчетам
МС-21. Фото: скриншот видео с YouTube-канала «AeroPortal»

Как оказалось, импортозамещение в авиастроении является затратным процессом, как по времени, так и по финансам. Самолет проектировался с учетом широкой международной кооперации. Например, в МС-21 установлено порядка 70 километров электропроводки, и теперь ее придется заменить. На этапе проектирования авиаконструкторы выбирали лучшие комплектующие от мировых производителей, сообщают «Аргументы недели».

На самом деле, это были лучшие варианты из тех, что Россия могла приобрести. Западные авиастроительные гиганты и американский Госдеп даже в те времена, когда санкции еще не были актуальны, тщательно следили за тем, чтобы российская авиация не получила доступа к самым современным и высокотехнологичным материалам. Теперь всю проводку нужно заменить на аналоги, производимые в России. Агрегаты и детали, которые были выбраны и установлены, также заменяются на изделия преимущественно российских производителей.

Можно было бы попробовать скопировать некоторые элементы и приборы, как это уже долгое время делает Китай, но в современном авиастроении многие вещи не так просто воспроизвести. Это требует долгих лет экспериментов и ошибок, прежде чем копия может достичь уровня оригинала, а иногда этого вообще не удается, как показывает опыт Китая. Взять китайский автопром: моделей множество, они наелись электроники, но конкурировать с европейскими и японскими люксовыми автомобилями способны лишь единицы.

При этом цена качественных китайских моделей такая же высокая. Здесь дело в технологиях, оборудовании, материалах… Создать фюзеляж и крылья, протестировать их в аэродинамической трубе ЦАГИ и изготовить самолетный планер — это лишь часть работы, максимум 30% успеха. Не случайно китайские компании, разрабатывающие гражданские самолеты, выбирают импортные силовые установки и другую комплектацию. Они наглядно видят последствия санкций и вынуждены учитывать угрозы со стороны американцев.

Таким образом, выход МС-21 на полные сертификационные испытания с импортозамещенными пермскими двигателями ПД-14 можно считать значительным успехом для фирмы «Яковлев» и всех предприятий, задействованных в производственной кооперации.

Существуют системы авиасамолетов, с которыми в целом все в порядке — производство работает, иначе военная авиация не могла бы функционировать. Это касается основного бортового радиоэлектронного оборудования, вспомогательных силовых установок, остекления кабин и салонов. Однако десятки, если не сотни позиций, в России либо прекратили выпуск после развала СССР, либо вообще никогда не производились, особенно в соответствии с современными стандартами безопасности ИКАО. Напомним, что гражданская авиация еще три десятилетия назад начала активно переходить на иностранные самолеты, сначала устаревшие, а затем новейшие. Нас к этому активно подталкивали.

Авиапром: готовимся к триумфальным отчетам
Дмитрий Медведев. Архивное фото. Фото: Baltphoto/ Михаил Киреев

На встрече с президентом Дмитрием Медведевым 24 июня 2010 года президент США Барак Обама заявил о контракте на 50 самолетов Boeing-737 для российского «Аэрофлота»:

«Особенно я доволен и рад, что заключена сделка на 50 «Боингов-737» на сумму 4 миллиарда. Это выигрыш для России. Будут созданы в результате современные самолёты для российских путешественников. Для США такое партнёрство может создать еще 44 тысячи новых рабочих мест в аэрокосмической отрасли США. Это отражает национальные инициативы экспорта администрации, это великолепный пример общего процветания, совместного создания высокотехнологичных рабочих мест».

В то время никто не думал о собственном производстве негорючих и эстетичных материалов для интерьеров, легких и прочных пассажирских креслах, способных выдерживать значительные нагрузки, эвакуационных трапах и других системах. Теперь, в текущей политической ситуации, приобрести такие компоненты представляется практически невозможным. Таков итог «выигрыша для России».

Аутсайдер превращается в лидера

Авиапром: готовимся к триумфальным отчетам
SJ-100. Фото: скриншот видео с YouTube-канала «SkyShips»
SJ-100, известный как «Суперджет», изначально задумывался как проект, направленный на быстрое выход на международные рынки и замену импортной продукции на отечественном. Однако этого не произошло. То же самое касается и МС-21. В настоящее время большинство самолетов, предусмотренных программами развития гражданского авиастроения, ждут начала серийного производства двигателей. На данный момент осуществить полную программу сертификационных испытаний с серийными силовыми установками невозможно. К концу 2024 года в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре скопилось более 20 самолетов SJ-100 в различных стадиях готовности.

Компания «Яковлев» должна доработать конструкцию шасси, учитывая рекомендации Росавиации. Разработчику предложено изменить действующую конструкцию, принимая во внимание прогнозируемые риски эксплуатации машин за пределами эксплуатационных лимитов. Инцидент с катастрофой Суперджета в Шереметьеве, когда при неудачной посадке шасси повредило топливные баки и вызвало пожар, не забыт, и подобное повторение предотвратят.

SJ-100 успешно прошел испытания в новом, импортозамещенном варианте, но с применением старых российско-французских двигателей. Штатный двигатель ПД-8 все еще не готов к эксплуатации на самолетах — его продолжают дорабатывать, он использовался на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ и после демонтажа снова вернулся на «Илюшу». ПД-14 для МС-21, казалось бы, готов, но осталось лишь выяснить, насколько это так; испытательные полеты покажут результат. Два Ил-114-300 уже летают с двигателями ТВ7-117С-01, но возникают постоянные вопросы по силовым установкам, и для них прописано множество ограничений. Сертификационные полеты еще не начаты.

Авиапром: готовимся к триумфальным отчетам
SJ-100. Фото: скриншот видео с YouTube-канала «SkyShips»
Единственным самолетом, который смог успешно пройти через санкции и использовать отработанные двигатели ПС-90А1, является Ту-214. Все компоненты, которые требовалось импортозаместить, были заменены. Теперь главной задачей являются производственные площади, которые строятся на Казанском авиазаводе специально для выпуска Ту-214. На старых мощностях было невозможно наладить производство 20 лайнеров в год с перспективой увеличения до 40. В настоящее время устанавливаются новые пятикоординатные станки и высокотехнологичные обрабатывающие центры для длинномерных деталей самолета, а стапели и оснастка переносятся в новые цеха, и осталась установка оборудования на фундамент.

В текущем году ожидается, что первые два Ту-214 в обновленном варианте поступят в авиакомпанию ЮВТ-Аэро. Парадоксально, но Ту-214 изначально планировался как запасной вариант для амбициозной программы МС-21, а теперь он становится на первый план как наиболее готовый к серийному производству. Это радует, поскольку самолет отменный с великолепным крылом. Мне довелось летать на его «брате» Ту-204 – это отличный комфортный лайнер. И кто знает, возможно, Туполев сможет представить еще что-то новое, у них есть потенциал.

Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!

Поделиться:



В России заработал образовательный проект «Онкопросвещение», приуроченный ко Всемирному дню борьбы против рака. На онлайн-площадке врачи-эксперты развенчают мифы об онкологии, расскажут о важности ранней диагности и способах предотвратить заболевание. Идея реализована торговой сетью «Пятёрочка» совместно с программой «Онконавигатор» и при поддержке благотворительного фонда «Выручаем», сообщила пресс-служба ритейлера 4 февраля.

Современные хозяйки все чаще выбирают для своей кухни встраиваемые духовые шкафы. Производители, в свою очередь, стараются следовать за высокими требованиями потребителей и разрабатывают технику с все большим количеством функций. Чтобы сделать правильный выбор, придется разобраться. В этом материале рассмотрим основные аспекты и дадим советы по выбору встраиваемого духового шкафа.

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ