Честно говоря, все устали от постоянных переносов сроков запуска новых российских самолетов в авиакомпаниях. В этом году вновь не ожидается появления на регулярных маршрутах среднемагистральных лайнеров МС-21 и Ту-214, ближнемагистрального SJ-100, а также регионального Ил-114-300.
МС-21 обретает отечественные черты
Как оказалось, импортозамещение в авиастроении является затратным процессом, как по времени, так и по финансам. Самолет проектировался с учетом широкой международной кооперации. Например, в МС-21 установлено порядка 70 километров электропроводки, и теперь ее придется заменить. На этапе проектирования авиаконструкторы выбирали лучшие комплектующие от мировых производителей, сообщают «Аргументы недели».
Можно было бы попробовать скопировать некоторые элементы и приборы, как это уже долгое время делает Китай, но в современном авиастроении многие вещи не так просто воспроизвести. Это требует долгих лет экспериментов и ошибок, прежде чем копия может достичь уровня оригинала, а иногда этого вообще не удается, как показывает опыт Китая. Взять китайский автопром: моделей множество, они наелись электроники, но конкурировать с европейскими и японскими люксовыми автомобилями способны лишь единицы.
При этом цена качественных китайских моделей такая же высокая. Здесь дело в технологиях, оборудовании, материалах… Создать фюзеляж и крылья, протестировать их в аэродинамической трубе ЦАГИ и изготовить самолетный планер — это лишь часть работы, максимум 30% успеха. Не случайно китайские компании, разрабатывающие гражданские самолеты, выбирают импортные силовые установки и другую комплектацию. Они наглядно видят последствия санкций и вынуждены учитывать угрозы со стороны американцев.
Существуют системы авиасамолетов, с которыми в целом все в порядке — производство работает, иначе военная авиация не могла бы функционировать. Это касается основного бортового радиоэлектронного оборудования, вспомогательных силовых установок, остекления кабин и салонов. Однако десятки, если не сотни позиций, в России либо прекратили выпуск после развала СССР, либо вообще никогда не производились, особенно в соответствии с современными стандартами безопасности ИКАО. Напомним, что гражданская авиация еще три десятилетия назад начала активно переходить на иностранные самолеты, сначала устаревшие, а затем новейшие. Нас к этому активно подталкивали.
На встрече с президентом Дмитрием Медведевым 24 июня 2010 года президент США Барак Обама заявил о контракте на 50 самолетов Boeing-737 для российского «Аэрофлота»:
«Особенно я доволен и рад, что заключена сделка на 50 «Боингов-737» на сумму 4 миллиарда. Это выигрыш для России. Будут созданы в результате современные самолёты для российских путешественников. Для США такое партнёрство может создать еще 44 тысячи новых рабочих мест в аэрокосмической отрасли США. Это отражает национальные инициативы экспорта администрации, это великолепный пример общего процветания, совместного создания высокотехнологичных рабочих мест».
В то время никто не думал о собственном производстве негорючих и эстетичных материалов для интерьеров, легких и прочных пассажирских креслах, способных выдерживать значительные нагрузки, эвакуационных трапах и других системах. Теперь, в текущей политической ситуации, приобрести такие компоненты представляется практически невозможным. Таков итог «выигрыша для России».
Аутсайдер превращается в лидера
Компания «Яковлев» должна доработать конструкцию шасси, учитывая рекомендации Росавиации. Разработчику предложено изменить действующую конструкцию, принимая во внимание прогнозируемые риски эксплуатации машин за пределами эксплуатационных лимитов. Инцидент с катастрофой Суперджета в Шереметьеве, когда при неудачной посадке шасси повредило топливные баки и вызвало пожар, не забыт, и подобное повторение предотвратят.
SJ-100 успешно прошел испытания в новом, импортозамещенном варианте, но с применением старых российско-французских двигателей. Штатный двигатель ПД-8 все еще не готов к эксплуатации на самолетах — его продолжают дорабатывать, он использовался на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ и после демонтажа снова вернулся на «Илюшу». ПД-14 для МС-21, казалось бы, готов, но осталось лишь выяснить, насколько это так; испытательные полеты покажут результат. Два Ил-114-300 уже летают с двигателями ТВ7-117С-01, но возникают постоянные вопросы по силовым установкам, и для них прописано множество ограничений. Сертификационные полеты еще не начаты.
В текущем году ожидается, что первые два Ту-214 в обновленном варианте поступят в авиакомпанию ЮВТ-Аэро. Парадоксально, но Ту-214 изначально планировался как запасной вариант для амбициозной программы МС-21, а теперь он становится на первый план как наиболее готовый к серийному производству. Это радует, поскольку самолет отменный с великолепным крылом. Мне довелось летать на его «брате» Ту-204 – это отличный комфортный лайнер. И кто знает, возможно, Туполев сможет представить еще что-то новое, у них есть потенциал.