В 2025 году в Ленинградской области будет введен в эксплуатацию морской терминал «Порт Фавор», сообщает «Российская газета». Порт существенно снизит нехватку экспортных мощностей.
Первая очередь была запущена в конце 2024 года, когда терминал начал перевалку аммиака, поступающего в автомобильных цистернах. На следующем этапе «Порт Фавор» сможет обрабатывать сухие минеральные удобрения. Проектная мощность терминала составит 14 миллионов тонн экспортных грузов.
«Порт Фавор» сможет переваливать все существующие виды минеральных удобрений. Его территория занимает более 25 гектаров, на которых разместилась вся инфраструктура для обработки грузов. Удобрения поступают по железной дороге и на автомобилях, далее судовые партии накапливаются на складах, после чего погружаются на судно. Складской комплекс вместимостью более полумиллиона тонн удобрений и железнодорожная инфраструктура позволяют принимать более 500 вагонов в сутки. Причальный фронт терминала может одновременно поставить 3 балкера.
Современные технологии
По словам исполнительного директора терминала Игоря Липинского, «Порт Фавор» будет одним из самых современных среди такого рода объектов в России. Перед тем как приступить к проектированию и строительству, были изучены лучшие мировые технологии по транспортировке и перегрузке жидких и сыпучих удобрений. Это позволит «Порт Фавор» стать одним из самых технологичных терминалов в стране.
А комплекс по перевалке аммиака на сегодняшний день является уникальным для России. До недавнего времени жидкий аммиак экспортировался через трубопровод. После введения санкций совместно с Правительством Ленинградской области была проведена работа по согласованию экспорта аммиака через порт в Усть-Луге.
На фоне растущего грузооборота российских минеральных удобрений, единственное что сдерживает дальнейшее наращивание экспорта – дефицит специализированных портовых сооружений. Компании-производители готовы наращивать объемы, но им нужен гарантированный экспортный грузопоток. После введения санкций, отечественные производители потеряли доступ к портам Прибалтики. Это стало одной из причин, по которой в ходе строительства мощности «Порт Фавор» были увеличены в 2 раза по сравнению с первоначально заявленными в 2019 году.
Направления экспорта
Арктический, Балтийский и Азово-Черноморский бассейны являются основными на сегодняшний день, через которые осуществляется экспорт российских удобрений. Геополитическая ситуация влияет на экспортные грузопотоки, поэтому Азово-Черноморский бассейн и Арктический бассейны снижают перевалку. Учитывая расположение основных потребителей, самым востребованным остаётся Балтийское направление, через которое в 2024 году перегрузили более 30 млн тонн удобрений. А в целом, грузооборот минеральных удобрений в российских портах в прошлом году увеличился на 15,7 процента. В прошлом году самыми востребованными направлениями были Латинская Америка, Африка, Индия, Китай. Еще одно важное преимущество Балтийского направления – близость к основным производственным площадкам по выпуску удобрений в центральной России.
Аммиак по морю
«Порт Фавор» уже сейчас способен перегружать 2,6 тысячи тонн аммиака в сутки. В конце 2025 года терминал выйдет на 1 миллион тонн в год. Технологическая линия полностью закрытого типа, что препятствует возможным разливам или выбросам аммиака. Управление осуществляется автоматически, включая контроль давления, температуры, герметичность оборудования. Завершен монтаж эстакады слива из автоцистерн, пульта управления, трубопровода, оборудования для налива аммиака непосредственно в трюм судна. На терминале установлена автоматическая сеть газоанализаторов, системы пожаротушения.
Сухие удобрения
Протяженность причалов «Порт Фавора» составляет более 800 метров, глубина у стенки – 16 метров. Это позволит принимать суда крупной вместимости, до 114 тысяч тонн. Единовременная погрузка составит до 200 тысяч тонн. Средняя глубина причалов в России сегодня от 10 до 14 метров, что препятствует возможности приема крупнотоннажного флота.
Погрузку осуществляют 3 судопогрузочные машины, одновременно балкер могут загружать две из них. Скорость работы оборудования – 4800 тонн в час. Одна машина уже доставлена в порт и находится в процессе сборки и подготовки к запуску. Две другие в пути на терминал. Железнодорожный грузовой фронт составляет около 4,7 километров шпал и рельсов, это 10 путей и 15 стрелочных переводов. Дополнительные 4 пути будут предназначены для подхода цистерн с аммиаком, два пути – для отстоя порожних вагонов. Технологическая работа с подвижным составом предусматривает двухпутную станцию разгрузки вагонов, это даст возможность разделить потоки различных марок удобрений и сократить время простоя. Одновременная разгрузка предусмотрена для 8 вагонов-минераловозов типа «хоппер». Стоит отметить, что на сегодняшний день минеральные удобрения – единственный вид груза, объем которого перевозимый по железной дороге растет в последние годы.
Склад для сухих удобрений на терминале состоит из купольных и хребтовых хранилищ. Всего таких сооружений будет 14. В них смогут храниться разные виды удобрений, такие как калийные, азотные и фосфорные, разделенные по цветам и фракциям. На сегодняшний день купольные склады готовы на 90 %, а хребтовые на 70%. Удобрения будут перегружаться по конвейерным линиям, всего их будет 25 общей длиной 14 километров.
Производство удобрений растет
В 2024 году по официальной статистике выпуск удобрений увеличился в России на 9%. По данным отраслевой ассоциации РАПУ произведено 63 млн тонн. Из них 42 млн тонн отправлено на экспорт через морские порты, что стало историческим рекордом. Основную долю роста, на 31% составляют калийные удобрения. Экспорт карбамида вырос на 4%. По данным РАПУ, к 2030 году стоит ждать увеличения производства до 70 млн тонн, а экспорт – до 49 млн. Производители, по словам Игоря Липинского, уже готовы к партнерским взаимоотношениям с «Порт Фавором». Это подтверждает и коммерческий директор Мурманского порта Владислав Яковчук, который отмечал, что «предприятия по производству удобрений располагаются в основном в европейской части страны, а значит, терминалы Балтийского бассейна — это короткая дорога от производителей удобрений к основным покупателям, находящимся за рубежом. Через порты Балтийского бассейна на экспорт уходит более 80 процентов минеральных удобрений, произведенных в России».
Социальная ответственность
Для персонала будущего терминала в Кингиссепе Ленинградской области реализуется жилищная программа. Компания приобретен 107 квартир в строящемся доме для сотрудников. Всего на терминале будет создано 500 рабочих мест.