Сентябрь — время новых начинаний, но для многих детей начало учебного года становится источником стресса и болезненных симптомов. Переход из беззаботного летнего режима в строгую школьную систему часто вызывает когнитивные, психологические и физические проявления.

Почему дети чаще болеют и испытывают стресс именно в сентябре
Начало учебного процесса сопровождается резкой сменой распорядка: утренний подъём, школьные занятия, домашние задания наряду с прогулками и досугом резко меняют дневной ритм.
Переутомление: сочетание эмоциональной нагрузки, новых требований и сниженного сна провоцирует снижение иммунитета — типичные признаки ОРВИ, вегетативных расстройств и кожных реакций. Роспотребнадзор в своих методических рекомендациях выделяет симптомы переутомления: снижение успеваемости, плаксивость, раздражительность, нарушение сна и аппетита, учащённое сердцебиение, утомляемость, повышенная тревожность. На физиологическом уровне это может выражаться через головные боли, проблемы со сном, изменение аппетита, расстройства пищеварения и мочеиспускания, навязчивые двигательные реакции, отказы от школы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нередко выявляется именно при поступлении в школу, когда начинаются требования к дисциплине и концентрации внимания. Лопатина указывает, что дети с СДВГ обладают трудностями саморегуляции поведения, импульсивны, неусидчивы, рассеянны. Если этого нет, и активность сопровождается другими симптомами (сложности в организации, потеря вещей и заданий), может потребоваться комплексная помощь: психообразование для семьи и школы, поведенческая терапия, медикаментозная поддержка. Лопатина подчеркивает, что компьютеры и планшеты сами по себе не вредны, но важен контроль: время использования не должно превышать академический час, важно следить за позой, освещением, содержанием контента и информации. Гаджеты можно использовать как образовательный инструмент: обучающие программы могут развить память, внимание, реакцию и эмоциональное равновесие. Но без доверительных отношений с ребёнком и активности офлайн польза снижается. Исключением могут стать те занятия, которые были для ребёнка привычными до школы и служат зоной комфорта. Ольга Лопатина рекомендует выстраивать систему режима и поддержки по следующим пунктам: Постепенно переходить к школьному распорядку: за 1–2 недели до 1 сентября укладывать ребёнка и будить раньше, планировать сон, отдых и активность. Сон ребёнка — минимум 9 часов (включая дневной сон при необходимости). Делать перерывы между домашними заданиями, включать физкультурные паузы, подвижные игры. Создать комфортное место для учебы дома (хорошее освещение, эргономичная посадка). Интересоваться школьными событиями, поддерживать доверительные разговоры, хвалить за достижение, не акцентировать внимание только на оценках. Не пытаться «занимать уроки» с ребёнком — важно сохранить элемент игры и общения без давления. Наблюдать за изменением поведения: если ребёнок замедляется по учебе — искать причины, возможно, консультации психолога или невролога. В случае трудной адаптации — избегать дополнительных кружков, продлёнок, сверхнагрузки до стабилизации режима. Заболевания и адаптация: статистика и факты Эти дети чаще болеют, у них ухудшаются показатели по тестам на эмоциональное состояние и отмечаются психосоматические симптомы через 6 недель и позже. Если присутствует два и более признаков из разных категорий — эксперты указывает на необходимость консультации врача или психолога. Возвращение в школу — стрессовый, но закономерный этап развития ребёнка. Родителям важно не преследовать абсолютной идеальной адаптации, а создать систему поддержки: режим, отдых, прогулки, эмоциональную стабильность. Детский адаптационный период — это не проблема, а процесс. С правильной структурой и вниманием он превращается в время формирования уверенности и самостоятельности.Что может проявиться у первоклассников: симптомы «школьной дезадаптации»
СДВГ и школьная адаптация: где тонкая грань
Гаджеты, кружки и нагрузки: что действительно важно
Как помочь ребёнку адаптироваться
Признаки адаптационных проблем
Итоги: как превратить стресс в поддержку