06 Авг 2025, Ср

Дата:

Поделиться:

Тихий стресс перед школой: почему дети начинают болеть именно в сентябре

Сентябрь — время новых начинаний, но для многих детей начало учебного года становится источником стресса и болезненных симптомов. Переход из беззаботного летнего режима в строгую школьную систему часто вызывает когнитивные, психологические и физические проявления.

Тихий стресс перед школой: почему дети начинают болеть именно в сентябре
Фото: Baltphoto/Вероника Овсянникова
При этом виноваты не только школьные нагрузки, но и не всегда достаточный подход к адаптации детей. Детский невролог, врач омской детской больницы № 3 Ольга Лопатина обратила внимание на основные проблемы первоклассников и дала рекомендации родителям, как помочь пережить этот период.

Почему дети чаще болеют и испытывают стресс именно в сентябре

Начало учебного процесса сопровождается резкой сменой распорядка: утренний подъём, школьные занятия, домашние задания наряду с прогулками и досугом резко меняют дневной ритм.

Микробный фон классных комнат: дети длительно находятся в замкнутом пространстве, что увеличивает риск распространения вирусов.

Переутомление: сочетание эмоциональной нагрузки, новых требований и сниженного сна провоцирует снижение иммунитета — типичные признаки ОРВИ, вегетативных расстройств и кожных реакций.

Роспотребнадзор в своих методических рекомендациях выделяет симптомы переутомления: снижение успеваемости, плаксивость, раздражительность, нарушение сна и аппетита, учащённое сердцебиение, утомляемость, повышенная тревожность.

Что может проявиться у первоклассников: симптомы «школьной дезадаптации»

Тихий стресс перед школой: почему дети начинают болеть именно в сентябре
Школа. Фото: Baltphoto / Вероника Овсянникова
Ольга Лопатина говорит, что адаптация включает привыкание к новым требованиям, режиму и форме взаимодействия в школе. Гиперактивация нервной системы и недостаточная готовность ребёнка могут проявляться через:
  • Успеваемость: отставание, новое обучение даётся с трудом.
  • Тревожность: страх публичных выступлений, неуверенность при проверке знаний.
  • Общение: агрессия, конфликты со сверстниками, неспособность подчиняться школьным нормам.
  • Эмоциональное состояние: чувство неполноценности, упрямство, замкнутость, страхи, раздражительность.

На физиологическом уровне это может выражаться через головные боли, проблемы со сном, изменение аппетита, расстройства пищеварения и мочеиспускания, навязчивые двигательные реакции, отказы от школы.

При появлении хотя бы нескольких симптомов адаптации, особенно отказа идти в школу или физиологических нарушений, специалист рекомендует обратиться к вузкому специалисту (неврологу, психологу или педиатру).

СДВГ и школьная адаптация: где тонкая грань

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нередко выявляется именно при поступлении в школу, когда начинаются требования к дисциплине и концентрации внимания. Лопатина указывает, что дети с СДВГ обладают трудностями саморегуляции поведения, импульсивны, неусидчивы, рассеянны.

При этом важно отличать гиперактивность как особенность темперамента от патологии, — активность должна снижаться при объяснениях, ребёнок должен корректироваться наказанием и контролем.

Если этого нет, и активность сопровождается другими симптомами (сложности в организации, потеря вещей и заданий), может потребоваться комплексная помощь: психообразование для семьи и школы, поведенческая терапия, медикаментозная поддержка.

Гаджеты, кружки и нагрузки: что действительно важно

Тихий стресс перед школой: почему дети начинают болеть именно в сентябре
Фото: Baltphoto/Вероника Овсянникова
  • Гаджеты

Лопатина подчеркивает, что компьютеры и планшеты сами по себе не вредны, но важен контроль: время использования не должно превышать академический час, важно следить за позой, освещением, содержанием контента и информации.

Гаджеты можно использовать как образовательный инструмент: обучающие программы могут развить память, внимание, реакцию и эмоциональное равновесие. Но без доверительных отношений с ребёнком и активности офлайн польза снижается.

  • Кружки и секции
Эксперт считает: дополнительная нагрузка нежелательна в период адаптации. Первый класс — время для привыкания: режим, уроки, отдых. Дополнительные занятия стоит вводить только после успешного адаптационного периода (от трёх недель до трёх месяцев).

Исключением могут стать те занятия, которые были для ребёнка привычными до школы и служат зоной комфорта.

Как помочь ребёнку адаптироваться

Тихий стресс перед школой: почему дети начинают болеть именно в сентябре
Фото: unslash

Ольга Лопатина рекомендует выстраивать систему режима и поддержки по следующим пунктам:

  • Режим и отдых

Постепенно переходить к школьному распорядку: за 1–2 недели до 1 сентября укладывать ребёнка и будить раньше, планировать сон, отдых и активность. Сон ребёнка — минимум 9 часов (включая дневной сон при необходимости).

  • Уроки и перерывы

Делать перерывы между домашними заданиями, включать физкультурные паузы, подвижные игры. Создать комфортное место для учебы дома (хорошее освещение, эргономичная посадка).

  • Питание и движение
Обеспечить регулярное сбалансированное питание, витамины, прогулки на свежем воздухе (минимум 2-3 часа в день для младших школьников).
  • Эмоциональная поддержка

Интересоваться школьными событиями, поддерживать доверительные разговоры, хвалить за достижение, не акцентировать внимание только на оценках.

Не пытаться «занимать уроки» с ребёнком — важно сохранить элемент игры и общения без давления.

  • Гибкость и внимание

Наблюдать за изменением поведения: если ребёнок замедляется по учебе — искать причины, возможно, консультации психолога или невролога.

В случае трудной адаптации — избегать дополнительных кружков, продлёнок, сверхнагрузки до стабилизации режима.

Заболевания и адаптация: статистика и факты

Статистика детских психологов показывает, что около 50–60% детей адаптируются в течение первых двух–трёх месяцев, а 14% сталкиваются с затянутым и болезненным процессом адаптации, который требует вмешательства педагогов и медиков.

Эти дети чаще болеют, у них ухудшаются показатели по тестам на эмоциональное состояние и отмечаются психосоматические симптомы через 6 недель и позже.

Признаки адаптационных проблем

Тихий стресс перед школой: почему дети начинают болеть именно в сентябре
Фото: Baltphoto
  • Настроение и эмоции: частая смена настроения, раздражительность, слёзы, страх, замкнутость.
  • Учеба: отставание, отсутствие самостоятельности, неумение организовать себя.
  • Взаимоотношения: конфликты с детьми, проблемы с учителем, недисциплинированность.
  • Физиология: проблемы со сном и аппетитом, головные боли, боли в животе, учащённое или редкое мочеиспускание.
  • Поведение: отказ идти в школу, навязчивые движения, упрямство, чувство неполноценности.

Если присутствует два и более признаков из разных категорий — эксперты указывает на необходимость консультации врача или психолога.

Итоги: как превратить стресс в поддержку

Тихий стресс перед школой: почему дети начинают болеть именно в сентябре
Фото: PxHere

Возвращение в школу — стрессовый, но закономерный этап развития ребёнка. Родителям важно не преследовать абсолютной идеальной адаптации, а создать систему поддержки: режим, отдых, прогулки, эмоциональную стабильность.

Нагрузка должна нарастать постепенно, кружки и гаджеты вводятся осторожно и под контролем. При первых признаках затянувшейся дезадаптации стоит обратиться к специалистам (невролог, психолог, офтальмолог и др.).

Детский адаптационный период — это не проблема, а процесс. С правильной структурой и вниманием он превращается в время формирования уверенности и самостоятельности.

Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!
ДзенЧитайте наши материалы в Дзене

Поделиться:

На терминале Port Favor в Усть-Луге успешно завершены работы по укладке железнодорожных путей для наливного комплекса. В рамках проекта были выполнены выправка и балластировка, в результате чего протяженность новых линий составила примерно 1,4 километра. В проект включены два пути на железнодорожной эстакаде для слива аммиака, два тупиковых пути для ожидания и временного хранения вагонов, три стрелочных перевода и один соединительный путь для грузов, подаваемых на наливной комплекс. В настоящее время проводится работа с АО «РЖД» по введению этих путей в эксплуатацию.

T2, российский оператор мобильной связи, обновил платформу о путешествиях: теперь туристам доступны готовые маршруты длительностью от одного до трех дней, а также полезные сервисы и выгодные предложения от партнеров. География проекта – от Калининграда до Камчатки.

Новости дня

По теме

Подпишись на соцсети:

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.