После ухода с российского рынка европейских автобрендов, в частности тех, что выпускают грузовики Scania, MAN, DAF, IVECO и другие, строительные компании Петербурга были вынуждены переориентироваться на китайские модели.

По данным из открытых источников, за 2024 год в Петербурге реализовали больше 600 моделей Shacman. Выяснить количество проданных FAW сложнее. Есть информация, что эта цифра за два месяца 2024-го составила больше 60 единиц, но сколько в целом за год — такой статистики нет.
Грузовик Shacman неделей ранее наделал шуму в Уфе. Утром 15 октября его водитель устроил массовое ДТП с легковушками и еще одним большегрузом. Shacman протаранил транспорт, раскидав по сторонам 11 машин. Жертвами аварии стали два человека. Тела мужчины и женщины спасатели достали из смятого автомобиля. Восемь человек с травмами оказались в больнице.

Вместе с тем в соцсетях полно домыслов о том, как эксплуатируются эти грузовики и о том, какие странности есть в их конструктиве.
Аварии с Shacman и FAW в Петербурге и области
В Петербурге Shacman и FAW используются в основном для перевозки стройматериалов. В частности, щебня и песка. При этом обе марки регулярно попадают в сводки происшествий.
Например, в сентябре 2024 года на трассе Петербург-Кировск в Отрадном водитель Shacman с прицепом не удержал руль. В ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти отметили, что управление было потеряно из-за смещения бетонных блоков, которые перевозили в грузовике.

В результате транспорт свернул на встречку, где столкнулся с Toyota. Кроссовер опрокинулся, а водителю и его пассажирке потребовалась госпитализация.

Также Shacman задавил пешехода под Тосно в ноябре 2024-го. Водитель грузовика, двигаясь со стороны Москвы в направлении Петербурга, вне зоны пешеходного перехода наехал на 32-летнего мужчину. Пострадавший умер на месте.

FAW реже чем Shacman светится в новостных сводках, но если и появляется, то зачастую в происшествиях со смертельных исходом.
Авария с участием сразу двух грузовиков FAW произошла на терминале «Усть-Луга» в январе 2025 года. Водитель первого ТС наехал сначала на 44-летнего мужчину, а после на такой же FAW. Пострадавший пешеход умер до приезда медиков.

Смертельное ДТП устроил управлявший FAW мужчина на автодороге в Кингисеппском районе Ленобласти в декабре прошлого года. Водитель китайского большегруза, не справившись с управлением, выехал на встречную полосу и врезался в Volkswagen. За рулем легковушки сидела 53-летняя автоледи. Она умерла.

Как судят водителей Shacman
В объединенной пресс-службе судов Петербурга дважды упоминали Shacman в рамках уголовных дел, возбужденных по факту ДТП.
Первое дело касалось аварии, которая произошла осенью 2023 года на Малоохтинской набережной. Водитель грузовика, готовясь повернуть на перекрестке, не занял крайнюю правую полосу, тем самым нарушив ПДД. В итоге при выполнении маневра Shacman задавил самокатчика. Последний скончался на месте.

Водитель грузовика — гражданин одной из стран ближнего зарубежья. Ему удалось избежать лишения свободы. Родственница погибшего попросила прекратить уголовное дело, поскольку примирилась с подсудимым, тот извинился и выплатил ей моральную компенсацию в 1,2 млн рублей.
В материалах суда значится, что фигурант в нарушение ПДД остановился в зоне обязательной трамвайной остановки, где садятся и высаживаются пассажиры. Когда к остановке подъехал трамвай, откуда стали выходить люди, водитель Shacman не убедился, что все пешеходы покинули дорогу и начал движение. В итоге под колесами грузовика оказалась пенсионерка. Пострадавшую с тяжелыми травмами госпитализировали.
Свою вину на суде водитель признал. Его приговорили к 3 годам 10 месяцев условно с испытательным сроком 2 года и запретили управлять авто следующие 2 года. В пользу сбитого пешехода взыскали 995 тысяч рублей.
Несоответствие стандартам безопасности
В феврале 2025 года российская «Шакман Моторс» объявила о приостановке продажи грузовиков китайского бренда. Причинами послужили недостатки, выявленные в Shacman в ходе внеплановой проверки Генрокуратуры и Росстандарта. Тогда ведомства установили, что некоторые модели Shacman не соответствуют обязательным техническим стандартам безопасности, установленным для автотранспорта в России.
Приостановка продаж не затронула ранее приобретённые грузовики, однако новые поставки прекратили до устранения нарушений и получения подтверждения соответствия российским стандартам качества.
Уже в августе «Шакман Моторс» сообщила, что Росстандарт согласовал представленную изготовителем ТС Shaanxi Automobile Group Co., Ltd. программу мероприятий, направленную на предотвращение возможного вреда, связанного с обращением транспортных средств.
БАЗ — конкурент Shacman и FAW?
Входящее в Концерн ВКО «Алмаз-Антей» АО «Романов» собирается запустить в Петербурге серийный выпуск тяжелых полноприводных грузовиков БАЗ. Производство начнется до конца ноября, а первые продажи будут возможны не позднее этого года.

Собирать БАЗ будут на площадке в Шушарах, где раньше выпускали фуры Scania и MAN. АО «Романов» ожидает, что в 2026-м получится реализовать примерно 600 грузовиков, а к 2028-му году выйти на проектную мощность в 2000 грузовиков ежегодно. В дилерскую сеть войдут 39 точек в разных регионах России.
