Главное следственное управление СКР по Петербургу не нашло доказательств того, что хакерская атака 24 октября была попыткой воспрепятствовать законной деятельности журналистов интернет-газеты «Фонтанка».

С просьбой возбудить уголовное дело в конце октября в ГСУ обратились группа депутатов петербургского ЗакСобрания. О том, что обращение было отклонено, «Мойке78» сообщил один из авторов, Борис Вишневский.

«Следователи не нашли доказательств того, что были созданы препятствия профессиональной деятельности журналистов. Обращение было было передано в МВД», 

— рассказал парламентарий.

Масштабная хакерская атака с использованием вируса-шифровальщика произошла 24 октября. Среди жертв кибервзломщиков оказались аэропорт в Одессе, банки и даже российские СМИ, включая интернет-газету «Фонтанка» и агентство «Интерфакс».

Специалисты из компании Group Ib выяснили, что подготовка к атаке началась за пять дней в теневом сегменте интернета. Злоумышленники внедрили на ряд сайтов, включая «Фонтанку», вредоносный код и подменили рекламные баннеры. При нажатии на них пользователи видели предложение обновить Adobe Flash Player. Если жертва соглашалась, вирус (получивший название BadRabbit) загружался на компьютер и шифровал содержимое. За разблокировку хакеры требовали 0,5 биткоина, что на тот момент составляло около 283 долларов, или 15,5 тыс. рублей.

В «Лаборатории Касперского» тогда заявили, что СМИ, скорее всего, были выбраны из-за большой посещаемости, которая повышала скорость распространения вируса.

«Распространение Bad Rabbit происходило через несколько СМИ, на данный момент нет оснований утверждать, что атака была нацелена на какую-либо одну организацию», 

— сообщил «Мойке78» руководитель отдела антивирусных исследований «Лаборатории Касперского» Вячеслав Закоржевский.

В результате атаки сайт «Интерфакса» был недоступен почти два дня, «Фонтанка» же восстановилась спустя 7-8 часов после атаки.

На следующий день после инцидента главный редактор петербургской интернет-газеты Александр Горшков написал статью, в которой заявил, что атака якобы была организованна как ответ на журналистскую деятельность издания.