В городе на Неве будут строить плавучие отели. Образец уже есть. Первый отель еще не сгнил.
Сегодня на заседании городского правительства была утверждена государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге». Примечательно, что один из пунктов программы — строительство плавучих отелей.
Чиновники считают, что такой вид гостиниц не затратный, а при желании их легко можно переставить в другое место. Ключевые слова в данном случае — «переставить» и «в другое место».
Переставлять дебаркадеры, на которых работают отели или рестораны, «в другое место» — одна из любимейших забав городских властей. Они сначала призывают инвесторов вложиться в развитие водно-гостиничной инфраструктуры, а затем увлеченно и с азартом убирают ее объекты как минимум из центра Петербурга. Подальше от памятников старины и излюбленных туристами мест. Эта петербургская забава — сдвинь дебаркадер с места — продолжается уже третье десятилетие.
Попытки развивать гостиницы на воде были предприняты еще в начале 90-х годов прошлого века. Предполагалось, что плавучие отели примут гостей Игр доброй воли 1994 года. Первый отель-дебаркадер даже почти построили у Елагина острова. Но деньги у инвестора иссякли. Игры доброй воли прошли, и недостроенный отель начал долгое стояние на Большой Невке. Плавучей недострой, получивший в народе прозвище «Корабль-призрак», пытались убрать с воды чиновники, суд, прокуратура и даже стихия. Но безуспешно. И до последнего времени он тихо гниет на Большой Невке.
Второе дыхание идея туристической инфраструктуры на Неве получила при губернаторе Валентине Матвиенко. Спусковым крючком стало празднование 300-летия Петербурга. Но на этот раз рисковать инвесторы не стали и предпочли вложиться в рестораны, бары и ночные клубы. Дебаркадеры, оформленные под старинные корабли, стали швартоваться в самом центре Петербурга. Впрочем, их век был также недолог. В 2007 году было принято решение о запрете предоставления участков набережных в центре города под размещение подобных объектов. И в 2009-м началось их активное выдворение с акватории. Этот процесс сопровождался судебными тяжбами и даже затоплением дебаркадеров. К примеру, при буксировке по невыясненным обстоятельствам затонул ресторан «Парус».
Впрочем, полностью зачистить большую Неву от дебаркадеров так и не удалось. Более того, затонувший «Парус» даже умудрился успешно всплыть. Он сменил название, но не изменил место швартовки у стадиона «Петровский». И сейчас это, вероятно, единственный в городе на Неве официальный хостел на воде. Поэтому инвесторам, рискнувшим вложиться в дебаркадер-отель, стоит учесть, что это хоть и отель, но все же дебаркадер, иначе говоря — плавсредство. И — в отличие от здания — оно вполне может начать движение не только по воле волн, но и по воле чиновников. А затем и оказаться на вечном приколе рядом с кораблем-призраком из 90-х.