Парламент Петербурга сегодня одобрил закон об увольнении городских госслужащих «в связи с утратой доверия». Тем самым депутаты внесли в городской закон норму, давно принятую на федеральном уровне. Однако самих парламентариев она не коснется.
Законопроект «Об увольнении госслужащих из-за утраты доверия» не вызвал в Мариинском дворце острых дискуссий. В первом чтении за него проголосовали 48 депутатов из 50-ти — то есть, документ был принят практически единогласно.
Новый городской закон касается лиц, занимающих госдолжности в исполнительных органах власти (вице-губернаторы, главы комитетов, их замы и т.д.). А также — аудиторов Контрольно-счетной палаты Петербурга, уполномоченных по правам человека, по правам ребенка и бизнес-омбудсменов.
Поводы к утрате доверия касаются возможных случаев коррупции. Сюда входит «непринятие мер по урегулированию конфликта интересов», «непредоставление декларации о доходах и расходах» или неполнота указанных сведений, а также участие чиновников в любых бизнес-проектах. По новому закону чиновников могут наказать и за участие в управлении иностранными организациями. Решение об увольнении госслужащего принимает губернатор, в отношении остальных «утрату доверия» фиксирует питерский парламент.
В ходе краткого обсуждения документа парламентские оппозиционеры отметили — «утрата доверия» не распространяется на членов избиркомов, а также на самих депутатов. А ведь они, как показала практика последних лет, тоже могут оказаться причастны к коррупции. Это подтверждает пример депутата-«единоросса» Светланы Нестеровой, а также бывшего «яблочника» Вячеслава Нотяга (против обоих возбуждены уголовные дела за взятки).
«Мы это делаем не умышленно. Но в федеральном законе «утрата доверия» не перечислена среди оснований для отстранения депутата. Да и вообще — трудно представить, чтобы выбранный народом депутат мог быть кем-то отозван», — заявил по этому поводу инициатор законопроекта, «единоросс» Денис Четырбок.
В свою очередь глава фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев заявил — в документ обязательно нужно внести пункт об увольнении членов избиркомов (они могут «провиниться» в ходе выборов). Также в случаях «конфликта интересов» нужно увольнять не только провинившегося чиновника, но и его начальника, если тот знал об этом.
Ранее Минтруда РФ четко прописал, какие наказания можно применять к госслужащим за нарушение антикоррупционного законодательства. Минимальное воздействие на чиновника — это «замечание», а максимальное — увольнение «в связи с утратой доверия», с соответствующей записью в трудовой книжке. После этого, говорят эксперты, вновь устроиться на госслужбу фактически нереально. Как сообщили в Минтруде, только за последний год по этой статье было уволено более сотни чиновников.
Кстати, до последнего времени самыми громкими историями в РФ, связанными с «утратой доверия», были увольнения губернаторов регионов президентом Владимиром Путиным. Именно так своего поста лишился глава Кировской области Никита Белых — после того, как его арестовали по обвинению в получении крупной взятки. Также за взятки сняли с должности главу Республики Коми Вячеслава Гайзера и сахалинского губернатора Александра Хорошавина. С формулировкой «утрата доверия» был сначала отставлен, а затем отправился в колонию глава Брянской области Николай Денин. Как установили работники СК РФ, он финансировал из бюджета области птицефабрику своей жены.
Впрочем, некоторые уволенные по «утрате доверия» главы регионов в итоге остались на свободе. Например, главу Ненецкого автономного округа Алексея Баринова сняли с поста в 2006-м, осудили условно, а затем освободили прямо в зале суда. Годом позже по «утрате доверия» президент уволил губернатора Амурской области Леонида Короткова — его дело суд рассматривал целых три года, но состава преступления не нашел. Самым же хрестоматийным примером «утраты доверия» стало увольнение с поста мэра Москвы Юрия Лужкова. Сначала он утратил доверие президента Медведева, а впоследствии стал успешным фермером.