Министерство транспорта РФ сообщило, что объем нового Фонда поддержки авиакомпаний может составить порядка 2 млрд рублей. Эти деньги помогут предотвратить ситуации, подобные той, которая возникла после банкротства авиакомпании «Вим-Авиа».
Поручение создать новую систему финансирования расходов «на обеспечение прав пассажиров разорившихся авиакомпаний» премьер-министр Дмитрий Медведев дал профильным членам кабмина еще 16 ноября. Главе Минтранса Максиму Соколову и его коллеге из Минфина Антону Силуанову было поручено создать специальный компенсационный фонд вместе с «Аэрофлотом».
Спустя всего неделю после распоряжения Медведева министр Максим Соколов сообщил, что «объем фонда должен быть в пределах 2 млрд рублей — этого будет вполне достаточно». И добавил — источники его наполнения пока не определены. Эксперты сразу же предположили, что новый Фонд поддержки авиакомпаний может быть создан, в том числе, и за счет страховщиков. В частности, в руководстве Росавиации заявили: для этого могут быть использованы компенсационные платежи, которые получает «Аэрофлот» — по предварительным прикидкам, 10 рублей с пассажира. То есть, если российские компании за год перевезут 100 млн пассажиров, то в новый фонд поступит миллиард рублей. А значит, с вывозом россиян, попавших в беду по вине авиакомпании, проблем точно не возникнет.
До недавнего времени в России существовал специальный фонд со схожими функциями. Но из него оплачивалась перевозка пассажиров авиакомпаний-банкротов, которые летели только регулярными рейсами. В бюджете на это ежегодно резервировали несколько десятков миллионов рублей. При этом пассажиры, купившие билеты на чартерные рейсы «проблемных» авиаперевозчиков, после их банкротства оставались вообще безо всякой защиты. Поэтому в теленовостях регулярно появлялись кадры с растерянными россиянами, застрявшими в аэропорту какого-нибудь солнечного государства.
Особенно показательной получилась история с разорением крупного российского перевозчика «ВИМ-Авиа». Даже спустя несколько дней после ее банкротства самолеты других российских авиакомпаний продолжали вывозить ее чартерных туристов из разных уголков мира, а ведущие СМИ — освещать массовые прилеты на родину «спасенных жертв банкротства». Именно после этого в правительстве, наконец, решили — повторять подобный позор вредно для имиджа государства. Проще уж создать специальный фонд.
Кстати, после истории с «ВИМ-Авиа» руководство Российского союза туриндустрии предложило ввести для авиакомпаний прямую ответственность за задержки рейсов. И обязать их в любой ситуации за свой счет вывозить туристов из любой точки мира. Однако, по мнению исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, такие меры могут серьезно поднять цены на чартерные перевозки, по сути, приравняв их к стоимости регулярных рейсов. Сейчас стоимость места на чартерах, полностью обслуживаемых туроператорами, примерно на треть ниже, чем на регулярных рейсах. Но с созданием нового Фонда поддержки авиаперевозчиков ценовая разница между чартерными и обычными авиабилетами может уравняться, опасаются аналитики.