Госдума решила защитить россиян от рекламы, которая пробиралась в квартиры вместе с квитанциями ЖКХ. Бизнес уже подсчитывает убытки. В Петербурге такая реклама пользовалась популярностью.
Сегодня депутаты в третьем чтении приняли поправки в закон «О рекламе». Новость неприятно удивила представителей рекламного бизнеса. В Петербурге рекламщики уже готовятся потерять часть дохода.
«Статью 5 дополнить частью 103 следующего содержания: «103. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов»», — гласит принятый парламентариями проект закона.
В пояснительной записке к документу говорится, что народные избранники занялись проблемой рекламы на квитанциях на фоне многочисленных жалоб россиян, уставших от преследующих их объявлений.
«Сегодня информационное пространство перенасыщено различного вида рекламой: наружной, звуковой, рекламой в СМИ, в печатных изданиях и др. Много жалоб поступает от граждан по поводу засилья рекламной информации на платежных документах, предназначенных для оплаты коммунальных услуг и содержания жилого помещения», — отмечали авторы законопроекта..
Они напомнили, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, в квитанциях, помимо данных о начислениях, могут содержаться другие сведения, но реклама к таким сведениям не относится. При этом ради ее размещения приходится настолько уменьшать шрифт обязательной информации, что прочитать ее не могут пожилые люди.
В России уже есть и судебная практика по рекламе на квитанциях ЖКУ. И суды признают такую рекламу противоречащей Правилам предоставления коммунальных услуг. Вопрос с пестрящими рекламой платежками было решено урегулировать на законодательном уровне.
Между тем, в Петербурге реклама на квитанциях ЖКХ была востребованной услугой. Рекламные агентства убеждали клиентов, что объявления на таком носителе стопроцентно дойдут до аудитории — квитанции, в отличие от флаеров и буклетов, из почтовых ящиков не выбрасывают. Еще одним крючком стала возможность выбирать район, жителям которых придет реклама. Давили рекламщики и на то, что платежка — серьезный документ, и информация на ней вызывает доверие. Говорили и о том, что квитанции хранятся несколько лет, поэтому реклама будет долгоиграющей. Еще один аргумент: квитанции, а значит и рекламу, заметит тот член семьи, который распределяет ее бюджет.
Заказы в Петербурге шли рекой, теперь на этой реке депутаты поставили законодательную дамбу. В петербургских рекламных агентствах запрет встретили с удивлением и сожалением о предстоящих денежных потерях.
«Вы мне новость сообщили, всего 15 минут назад у нас как раз был запрос на размещение рекламы на квитанциях. Это хорошая статья доходов рекламного агентства, потому что тиражи большие, и реклама такая стоит недешево. Можно сказать, что это не то чтобы ударит по бизнесу, но повлечет за собой, что определенная статья доходов уйдет. На квитанциях хотели размещаться компании из разных сфер: и банки, и спорт. Распространение ведется по муниципальным округам — по каждому есть адресная программа. Минимальный тираж — 10 тыс. квитанций, а максимальный ограничивается только бюджетом»,
— рассказал «Мойке 78» представитель рекламного агентства полного цикла REKLAMAIPR Михаил Кунцевич.
Реклама на квитанциях была востребована, отметил в разговоре с «Мойкой 78» руководитель рекламного агентства полного цикла «А1» Александр Вакула. «Вы же получаете квитанции и можете видеть, что там определенные цели бизнеса размещаются. Это были либо крупные компании, либо, наоборот, небольшие, которые находятся в спальных районах, и им надо достучаться до людей, которые проживают рядом. Они таким путем свою информацию доносили. Заказчик называл примерное количество адресов, они согласовывались. Профильным агентствам грозят большие потери. У нас агентство полного цикла, мы эту услугу оказываем как одну из. Для агентств, которые специализируются на рекламе на квитанциях, — для них это будет достаточно тяжелый удар», — уверен Александр Вакула.
Впрочем, часть рекламных доходов потеряли и те, на чьих квитанциях печатались объявления. В частности, компания «Петроэлектрсбыт». Ее платежки не раз становились местом размещения заказных объявлений.
«В «Петроэлектросбыте» существует внутренний контроль, просматривающий рекламу на предмет недостоверных сведений, информации, которая вводит в заблуждение и пр. На счетах «Петроэлектросбыта» рекламная информация всегда размещалась только на обороте», — сообщили «Мойке 78» в компании. Потерянную выгоду из-за поправок в закон «О рекламе» в «Петроэлектросбыте» считают небольшой.
«Общий годовой доход от размещения рекламы на квитанциях «Петроэлектросбыта» незначителен. Другие варианты распространения рекламы вместе со счетами не рассматривались», — рассказали в пресс-службе.
Напомним, в правительстве РФ месяц назад активно обсуждали переход на оплату коммунальных ресурсов напрямую их поставщикам, а не через управляющие компании. Так власти намерены бороться с долгами УК перед поставщиками тепла и воды. При этом, как обещает разработанный Минстроем законопроект, никаких дополнительных квитанций у россиян не появится — будет лишь обновлен единый платежный документ.