Борьба Федеральной службы судебных приставов с «черными коллекторами» принесла первые результаты. Служба направила в Следственный комитет РФ материалы, характеризующие действия компаний «Кавказ-Центр» и Gudermes Collection как «разжигание ненависти и унижение человеческого достоинства». По мнению экспертов, в будущем такие шаги помогут оградить россиян от произвола коллекторов.
История «подвигов» компаний «Кавказ-Центр» и Gudermes Collection выглядит вполне типично для сегодняшней российской действительности. В 2016–2017 годах несколько россиян, живущих в Москве, заключили договоры с микрофинансовой организацией о предоставлении кредитов. После того как заемщики не смогли вовремя вернуть долги, им стали поступать листовки от компаний «Кавказ-Центр» и Gudermes Collection. Тексты листовок, которые коллекторы расклеивали на дверях квартир и стенах подъездов, где жили должники, агрессивно требовали вернуть долги. При этом компании пытались надавить на должников, выдавая себя за представителей кавказских диаспор (в частности, чеченцев).
Однако в ходе проверки ФССП выяснила, что агентства с «чеченскими» названиями не состоят в госреестре (по закону, коллекторы могут собирать долги, только если числятся в реестре). К тому же по адресам в Грозном, указанным в листовках, таких компаний не оказалось. В итоге приставы обвинили руководство «Кавказ-Центра» и Gudermes Collection в нарушении 1-й части статьи 282 Уголовного кодекса РФ — «возбуждение ненависти, вражды, унижение человеческого достоинства». И отправили материалы по ним в Следственный комитет.
По мнению экспертов рынка, попытка «прикрыться» какой-либо национальностью направлена на возбуждение враждебного к ней отношения, что является серьезным преступлением. Такой шаг наказывается штрафом до 500 тысяч рублей, либо тюремным сроком от двух до пяти лет. При этом эксперты надеются, что на достигнутом приставы не остановятся. И будут бороться с нелегальными взыскателями не только в «нестандартных» случаях. С другой стороны, считают аналитики, нельзя сваливать всю вину на коллекторов — ее часть лежит и на самих кредиторах, банках и микрофинансовых организациях. В конце концов, именно они выбирают, кому доверить работу с должниками. И те, для кого главное — нарастить проценты и получить долг любой ценой, сами порождают спрос на незаконные методы взыскания.
Игорь Трунов, адвокат, председатель политической партии «Демократическая правовая Россия»
-В каждом отдельном случае борьбы с коллекторскими фирмами надо смотреть, насколько легитимную деятельность они ведут, насколько они действуют в правовом русле. Если они сознательно нарушают закон, а их деятельность приобретает форму вымогательства или жесткого психологического насилия за рамками действующего законодательства, то логично, что такие компании относятся уже к «черным коллекторам».
Ситуация осложняется тем, что в России такая традиция существовала и раньше. Многие помнят, что в «лихих 1990-х» были специальные фирмы, которые вышибали долги из коммерсантов. Или когда коммерческие долги «переводили» на откровенно бандитские группировки. Традиция таких взаимоотношений возродилась в момент, когда в России вспыхнула эпидемия невыплат банковских задолженностей, а также долгов населения по микрокредитам. Тогда в не до конца проработанное законом пространство и устремились желающие поживиться. В последние месяцы появляется все больше новостей о том, когда людей в разных регионах РФ коллекторы часто доводят до крайности, пытаясь выбить из них кредиты.
Как следствие, многие люди кончают жизнь самоубийством, или «черные коллекторы» поджигают им дома и т.д. Безусловно, государство должно как можно скорее навести в этой системе порядок, и первые усилия ФССП в этом направлении — это очень позитивная тенденция. Безусловно, долги надо возвращать, но истребовать их у должника нужно в цивилизованной форме. А криминальный рынок коллекторства нужно ликвидировать как можно скорее — путем возбуждения уголовных дел, «посадок» для тех, кто доводит людей до суицида или заставляет их жить в страхе.
Да, компании «Кавказ-Центр» и Gudermes Collection удалось «прижать» на том, что они выдавали себя за представителей кавказских диаспор. Но с другими «черными коллекторами» этот способ не сработает. К сожалению, в этом плане наши законодатели пока «отстают от жизни». Скорость рыночных изменений в нашей стране — почти всегда выше, чем реакция на них законодателей. Слишком много времени занимает сама процедура утверждения новых законов — от момента их разработки и внесения в Госдуму до утверждения Советом Федерации и подписания президентом. Бывает, весь процесс затягивается на годы.
Мошенники в сфере коллекторства умело используют эти «пробелы в законодательстве». Тем не менее, мне кажется, что государство должно привлекать к ответственности и банки. Они очень часто выдают потребительские кредиты непродуманно — не имея никакой уверенности в том, что кредит будет возвращен. Так что наведение порядка на коллекторском рынке должно быть «движением сразу в нескольких направлениях».