Президент РФ Владимир Путин подписал
указ о сокращении штата МВД на 10 тысяч человек. Речь идет, в основном, о
сотрудниках ГИБДД, штат которой должен сократиться примерно на 20 процентов.
Напомним,
осенью 2017-го общее количество сотрудников Госавтоинспекции в России оценивалось в 55 тысяч человек. При этом с
сентября прошлого года в рамках подготовки к реформе набор новых сотрудников в
ряды ГИБДД был полностью прекращен.
Кстати, похожие сокращения в рядах дорожной
полиции ранее проводили также в Грузии и на Украине. Правда, выглядели они
более радикально – Саакашвили в пору расцвета своего могущества просто разогнал
всех местных гаишников и набрал вместо них новых, причем по конкурсу. Параллельно
в сфере управления движением в Грузии ввели автоматизированную систему оплаты
штрафов и выдачи/изъятия прав, и коррупция в грузинской патрульной полиции почти
сошла на нет.
На
Украине похоже поступили только по форме. Там тоже полностью разогнали Управление
ДАИ, набрали новых сотрудников, но забыли поменять им правила работы, а также
контроля за инспекторами. В итоге в Незалежной дорожная полиция сейчас является
одним из наиболее коррупционных ведомств, а местные водители не устают
жаловаться на поборы.
В России с коррупцией на дорогах полегче, чем
на Украине, но далеко не так идеально, как в Грузии. Российским инспекторам не
так давно вновь вернули право «устраивать засады» на дорогах, чем они успешно
пользуются, собирая свою дань с водителей. Кроме того, несмотря на
видеонаблюдение, установленное в каждой машине ГИБДД, дать инспектору взятку в
несколько тысяч рублей за несерьезное нарушение по-прежнему не является
проблемой. А вот если российский водитель попался инспекторам под большим «градусом»,
с ним даже вряд ли станут разговаривать – сразу повезут на экспертизу. Как ни
крути, а это – уже прогресс.
У сокращаемых инспекторов, по приказу МВД,
будет возможность продолжить службу в других подразделениях. Отчасти это правда
— во многих подразделениях МВД, особенно в «глубинке», чувствуется сильный
недобор кадров.
Однако, скорее всего, этим шансом воспользуются те инспектора,
которым осталось немного «дотянуть» до пенсии. Или те, у кого просто нет других
вариантов трудоустройства. Дорожные полицейские «в самом расцвете сил»
наверняка предпочтут искать более высокий заработок, к которому большинство из
них успело давно привыкнуть.
Недаром же в народе говорят, что самые
шикарные авто с «блатными» номерами принадлежат либо чиновникам, либо
сотрудникам автоинспекции. Причем часто – с весьма невысокими званиями, но зато
с хорошей житейской смекалкой. Инсайдеры в системе ГИБДД объясняют нынешний шаг
властей не столько усилением борьбы с коррупцией на дорогах, сколько повышением
автоматизации контроля дорожного движения. «С появлением на дорогах тысяч
камер, вводом системы «Поток» и другими изменениями живых инспекторов требуется
все меньше. Они по-прежнему нужны для сопровождения чиновников, перекрытия
дорог и оформления серьезных аварий. Но очень многие их функции уже выполняет
техника», — говорят инсайдеры.
По данным сайта ГУВД Петербурга, в Северной
столице и Ленобласти сейчас работает около 3900 сотрудников ГИБДД. В каждом
межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе (МРЭО) трудится от 10 до 30
человек. Пессимисты уже заговорили о том, что «теперь на дорогах будет не
хватать инспекторов, к местам аварий наряды будут добираться намного дольше» и
т.д. Однако, как считают эксперты, реальных инспекторов нынешнее сокращение
штатов должно коснуться по-минимуму.
Дело в том, что, по данным самого ГИБДД,
сегодня в штате ведомства и так не хватает сотрудников – 5-8 процентов штатных
ставок остаются вакантными. Поэтому под анонсированное Путиным сокращение на 10
процентов попадут как раз отсутствующие сотрудники. Напомним, первое сокращение
в рядах Госавтоинспекции РФ было проведено еще в 2011-м (тогда штатное
расписание уменьшили на 30 процентов). Так что сегодняшнее сокращение работники
ГИБДД наверняка переживут без трагедий.
При
этом президентские сокращения точно не коснутся работников МРЭО – в приказе
прямо написано, что никто не отнимет отнимать работу у работников
подразделений, занимающихся регистрационными действиями, а также проведением
экзаменов на водительские права. Зато вполне
могут быть сокращены работники спецбатальона ГИБДД, сопровождающие приехавших в
Петербург президентов, премьеров, министров и т.д. Их численность оценивается
примерно в 260-280 человек, а их «сопровождающие» функции вскоре передадут
Росгвардии.