Руководство Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Петербургу и Ленобласти составило собственный рейтинг изданий, пользующихся популярностью в городских СИЗО и тюрьмах. Базой для него стал опрос тюремных библиотекарей.
По данным УФСИН, в 2017-м самыми читаемыми книгами в исправительных колониях, расположенных на территории города и области, стали «Триумфальная арка» Ремарка, «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Код да Винчи» Брауна, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Фаворит» Пикуля, «Государь» Макиавелли, «История государства Российского» Карамзина и «Тайны Мадридского двора» Борна. В УФСИН рассказали о том, как важно чтение в местах лишения свободы
«Возможность читать хорошие книги очень важна для осужденных. В местах лишения свободы книга реально может стать близким другом, советчиком и даже учителем», — заявили в пресс-службе УФСИН.
Всего, по данным пресс-службы, в библиотечных фондах петербургских тюрем и СИЗО находится более 450 тысяч книг, журналов и газет.
«По моему опыту, книги в петербургских СИЗО вполне доступны. Для большинства заключенных (кроме тех, кто сидит в штрафном изоляторе)
существует определенный порядок. Во время утреннего или вечернего обхода
ты можешь обратиться к охране с просьбой отвести тебя в библиотеку, и
через какое-то время тебя конвоируют в специальное помещение. Там ты под
надзором охранника можешь заказать или выбрать себе книги. Вообще,
находясь в заключении, я довольно много читал. Кроме того, что я вообще
люблю читать, я ведь сидел один и поговорить мне было особо не с кем»,
— рассказал Мойке78 депутат Законодательного собрания Петербурга Максим Резник.
Напомним, в прошлом году он провел десять суток в СИЗО на Захарьевской улице по обвинению в нарушении порядка проведения митингов. Впрочем, по словам Резника, ему в камеру также передали довольно много книг «с воли». Причем охрана СИЗО этому совершенно не препятствовала.
«Мои друзья и соратники передали мне столько книг, что все их я, разумеется, даже теоретически прочитать не мог. Тем не менее, я прочитал переданную мне книгу писателя и политика Леонида Романкова «Воспоминания о Константине Привалове». Также я начал читать роман австралийца Грегори Дэвида Робертса «Шантарам». Но он — огромный по объему, и до конца я его дочитать не успел. В целом, в СИЗО книги заключенным вполне доступны, и я не мог пожаловаться на дефицит чтения. В тюрьме вообще хорошо подумать и почитать, там времени для этого достаточно. Это на воле его все время не хватает, — заключил Резник.
При этом депутат затруднился назвать издания, которые запрещено передавать заключенным с воли. По его мнению, охрана может перехватить только книги, которые официально отнесены к экстремистской или террористической литературе. При этом, по словам Резника, после того, как в местных следственных изоляторах побывали участники митингов, задержанные 12 июня 2017-го, «там появились книги Довлатова, Солженицына, Варлама Шаламова и многие другие издания, которых раньше в тюремных библиотеках было не найти».
Между тем, правозащитники назвали еще несколько изданий, неизменно пользующихся популярностью среди «сидельцев». Это Библия, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, различные произведения Эдгара По, роман «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой, роман «О жизни» Михаила Веллера. «Транссерфинг реальности» Вадима Зеланда, «Дон Хуан» Карлоса Кастанеды, «Искушение сына Люцифера» финансового махинатора Сергея Мавроди, а также произведения Льва Гумилева, Михаила Жванецкого, стихи Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого.
По словам юристов, особо читающие заключенные, которым предстоит провести в СИЗО еще не один месяц, охотно заказывают интересные им книги почтовыми посылками через интернет-магазин Ozon.