Сорок дней назад журналистам газеты «Деловой Петербург» представили новых руководителей. Оба чиновники. И оба заверили — в работе редакции ничего не поменяется. «Мойка78» решила проверить, сдержали ли они свое слово.
После внимательного чтения газеты и мониторинга информационного поля можно сделать выводы: неугодные рекламодателю материалы снимаются, топ-новости игнорируются, а журналисты уходят.
В газете явно появились слепые пятна. ДП в упор не видит некоторых персонажей и событий. Или замечает их значительно позже других изданий.
Первый тревожный звоночек прозвенел в начале февраля. Модель Настя Рыбка (настоящее имя Анастасия Вашукевич) 8 февраля публично заявила о якобы произошедшем на яхте Дерипаски групповом изнасиловании. Разгорелся скандал. Не написал о нем только ленивый или трусливый. Однако ДП заметил горячую новость только спустя 4 дня — 12 февраля. И очень странно на нее отреагировал — потребовал на сайте dp.ru от коллег: «Руки прочь от Дерипаски».
Под этим заголовком читателям подробно рассказали о скромной жизни и тяжелой доле миллиардера. Припомнили все его успехи и достижения чуть ли не со студенческой скамьи. И не нашли в его биографии и делах ни одного темного пятнышка. Для информации о самом скандале места ни в газете, ни на сайте не нашлось.
В чем причина такой любви к миллиардеру — не ясно. Олигарх для Ленобласти — сложный, но необходимый партнер, и можно предположить, что новые топ-менеджеры ДП (бывшие чиновники областного правительства) заступились за него по привычке. Или просто перестраховались. На всякий случай.
Не прошло и трех дней, как ДП вновь «ослеп».
На этот раз из его поля зрения выпали обыски и процессуальные действия в отношении одного из столпов петербургского рынка коммерческой недвижимости Игоря Водопьянова.
14 февраля в УК «Теорема» и в офисах ряда других связанных с ней компаний прошли обыски, были изъяты бухгалтерские документы. Глава «Теоремы» был задержан и доставлен на допрос к следователю. Впрочем, уже вечером он был отпущен. О процессуальных действиях фактически в режиме онлайн сообщали все СМИ. Кроме «Делового Петербурга».
Только 15 февраля в ДП появилась очень маленькая заметка на 400 знаков «Теорему обыскали» — без фамилий и подробностей. А dp.ru, чтобы заметить новость, потребовались почти сутки. Посчитать эту тему неинтересной для читателей деловой газеты может только очень далекий как от бизнеса, так и от журналистики человек.
Потому можно предположить, что новые областные начальники так не посчитали, а просто не знали, как реагировать на задержание Водопьянова. Как писать, как подавать новость, чтобы и СК не обидеть, и клиента? И спрятались в норку.
Но первым настоящим поступком нового руководства ДП на новом месте стал отказ освещать процесс по иску Литвиненко. Об этом сообщили журналисты издания. «Редакция ничего не комментирует до вынесения судебного решения», — подтвердил «Мойке78» главный редактор «Делового Петербурга» Артемий Смирнов. И это странно.
Слушания закрыты, и репортажи с этого процесса были бы сто процентов эксклюзивными. Иск ректора Горного университета Литвиненко к «Трансперенси Интернешнл — Р», «Деловому Петербургу» и трем журналистам издания — своего рода лакмусовая бумажка
В судебном деле сошлись интересы ректора Горного университета и сопредседателя предвыборного штаба в Петербурге кандидата в президенты Владимира Путина, миллиардера, владельца российской инвестиционной и управляющей компании — группы ЕСН, владельца холдинга РБК Березкина, также, возможно, братьев Ковальчуков и правительства Ленинградской области. Мечта журналиста.
«Казалось бы, какая удача для ДП: публика не сможет узнать о ходе процесса больше ниоткуда, кроме как из этого издания. И что же ДП? А ДП отказывается рассказывать о ходе слушаний. Получается, что позиция издания совпадает с позицией Литвиненко? То есть ДП тоже не хочет выносить сор из ректорской избы?»
[/quote_quote][quote_name]— задается вопросом один из корреспондентов ДП в социальных сетях.
[/quote_name]Вопрос вполне уместен. Ход дела и его итог выявит подоплеку взаимоотношений органов власти, людей, приближенных к власти, крупных финансовых групп и когда-то ведущих деловых СМИ, а также суть взаимоотношений творческого коллектива и нового руководства газеты.
Процесс продолжается, и дело, похоже, идёт к мировому соглашению. Кто окажется виноват — журналисты ДП, «Трансперенси Интернешнл — Р» или суд примет иное решение, что, впрочем, маловероятно — не ясно. Но, похоже, ДП придется дать большое и лояльное опровержение, а в будущем учитывать интересы ответчиков.
Впрочем, интересы, вероятно, уже учитываются. Подтверждением этому может служить молниеносное снятие с сайта dp.ru новости о диссертации президента Владимира Путина, которую он защитил под руководством ректора Петербургского горного университета. Материал был опубликован под заголовком «Дочь ректора Горного заявила, что ее отец написал за Путина диссертацию». Сейчас при попытке зайти на страницу сообщается об ошибке 404.
Впрочем, снимаются новости не только об оппонентах в судебном процессе, но и статьи, которые, вероятно, не угодны крупным рекламодателям.
[quote_line]Как сообщали журналисты ДП в соцсетях, только за одну неделю февраля было снято две публикации.
Первая — по звонку упомянутого в тексте рекламодателя. Вторая с рекламой не связана. В обоих случаях в текстах нет ни фактических ошибок, ни оскорбительных или двусмысленных формулировок.
«Просто герои иначе представляют себе, как должна выглядеть публикация, не так, как автор статьи и редакция газеты, в которой статья была опубликована. Новое руководство «ДП» публично заявило, что политика газеты с его приходом не поменяется. Тем не менее перемены очевидны. Значит, о них тоже следует сказать публично», — считает один из авторов газеты.
При этом, отслеживая интересы рекламодателя, бывшие чиновники, а ныне медиаменеджеры, похоже, не в состоянии контролировать новостной поток своих изданий. К примеру, Роскомнадзор потребовал от нескольких петербургских СМИ удалить фотографии с антипутинской надписью. В ведомстве посчитали изображение незаконной агитацией.
«Деловой Петербург» также оказался среди изданий, которым предписано удалить фотографии, на которых была заснята надпись на снегу «Против Путина», сделанная на льду реки Фонтанки. Такой предвыборный ляп может говорить о том, что взаимодействие руководства и редакции как минимум дает сбои.
Кого накажут за столь грубый политический промах — пока не ясно. Но, вероятно, крайним будет все же не главный редактор Артемий Смирнов. Поэтому не удивительно, что профессионалы начали уходить. Издание покинула журналист-расследователь Ирина Панкратова. Она ушла в Журнал РБК в Москве.
Затем официально об уходе объявила Валерия Лебедева (рубрики «Банки и финансы» и «Доход»). Она ушла из журналистики в сферу связей с общественностью. И тоже решила перебраться в Москву. Это те, кто не испугался сообщить об уходе в соцсетях. Кроме них газету покинули как минимум два журналиста.
Сколько еще уйдет в ближайшее время или раздумывает над этим и что ждет газету в ближайшем будущем — остается только догадываться. Но уже понятно — скандалы, интриги, расследования — теперь в ДП этого не будет…