Анализ более 4,5 миллионов твитов и ретвитов, опубликованных с 2006 по 2017 год, указывает на то, что ложные и выдуманные новостные сюжеты распространяются быстрее и шире, чем правдивые истории. При этом главную роль в распространении фейков играют именно люди, а не боты.

Исследователи Массачусетского технологического института  (MIT) проанализировали около 126 000 твит-каскадов,  иначе говоря,  семейств твитов, составленных из одного оригинального сообщения и всех ретвитов, родившихся из этого поста. Все эти каскады возникли на основе 2400 новостей, которые были проверены и классифицированы как истинные или ложные.

Как сообщает издание Sciencenews, ученый из Массачусетского технологического института Деб Рой, и его коллеги исследовали, насколько быстро и как широко распространяется каждый каскад. Выяснилось, что обсуждения ложных историй, как правило, начинались с меньшего количества оригинальных твитов, затем шел стремительный рост числа комментариев и ретвитов, и в обсуждение фейка втягивалось до нескольких десятков тысяч пользователей.

При этом достоверные новостные сюжеты никогда не привлекали более 1600 пользователей соцсетей. Истинной новости также требовалось примерно в шесть раз больше времени, чем ложной, чтобы охватить 1500 человек.    В целом  фейковые новости распространяются в «Твиттере» на 70% быстрее, чем настоящие.

Кроме того, неожиданно выяснилось, что автоматизированные учетные записи Twitter, называемые ботами, распространяют как ложные, так и настоящие новости примерно одинаково.

«Это открытие указывает на то, что люди, а не боты, в первую очередь, виноваты в распространении фальшивых новостей»,

 — считают эксперты.

«Люди могут быть более склонны распространять сказки, потому что эти истории воспринимаются как более романтические», — говорит  один из научных сотрудников MIT.  При этом пользователи соцсетей  склонны сами творчески дополнять и обогащать полученную информацию.

Как считают исследователи, эти результаты помогут определить стратегии по пресечению дезинформации в социальных сетях. По словам соавтора Синана Арала (Sinan Aral), эксперта MIT по распространению информации в социальных сетях, сайты социальных сетей могут маркировать новости и СМИ по степени достоверности информации — подобно тому, как магазины и товаропроизводители маркируют продукты по степени экологической безопасности.

Платформы также могут ограничивать учетные записи, которые распространяют ложь. Исследователи отметили, что их выводы касаются не только «Твиттера», но и в том числе «Фейсбука».