До выборов президента РФ осталось меньше недели. Как Россия подходит ко дню голосования и чего ждать 18 марта, выяснили специалисты ВЦИОМ.

«Тех, кто не знает про выборы в марте, почти не осталось. Информированность достигла максимума», 

— заявил гендиректор центра Валерий Федоров.

Опросы ВЦИОМ показывают, что к 4 марта о дате проведения выборов знали порядка 92% россиян. При этом интерес к голосованию проявляли 75% граждан, а каждый пятый заявил, что выборы «скорее не интересны». «Самый высокий интерес к выборам был зафиксирован в ноябре прошлого года, он связан с выдвижением Ксении Собчак», — ответили в ВЦИОМ.

ВЦИОМ

Важную роль в информировании россиян о выборах сыграли журналисты, отметил Федоров. Более 70% опрошенных заявили, что СМИ предоставляют достаточно информации. Половина респондентов (52%) согласны с утверждением, что пресса освещает выборы беспристрастно, 47% уверены, что подробная информация есть обо всех кандидатах в президенты.

«Ближе к выборам произошло приращение политической активности в социальных сетях — это закономерный процесс», — заявил гендиректор ВЦИОМ.

Так, в декабре 2017 года только 20% россиян встречали в соцсетях информацию о выборах, к марту нынешнего года этот показатель достиг 38%. При этом большинство из этих людей предпочитают только наблюдать и не пишут комментарии.

Между тем основная масса россиян не ждет на выборах каких-либо нарушений, способных исказить результаты голосования, заявил Валерий Федоров. «За два месяца группа бойкотистов (тех, кто категорически отказывается голосовать — прим. ред.) никак не выросла», — добавил он.

По состоянию на 9 марта, бойкотировать выборы намерены всего 4% респондентов. «80% полагают, что выборы можно назвать действительно народным волеизъявлением», — сказал гендиректор ВЦИОМ.

Опросы показывают, что лидером президентской гонки остается Владимир Путин. Отдать свой голос за него собираются около 69% граждан РФ. Примечательно, что уровень известности этого кандидата составляет 100%, а 68% заявляют, что знакомы с его предвыборной программой.

На второе место по итогам голосования может претендовать кандидат Павел Грудинин. Сейчас опросы показывают, что голосовать за него намерены около 7% россиян.

Гендиректор ВЦИОМ отметил, что Грудинин хорошо наращивает известность — с 58% в январе этого года до 82% в марте. Впрочем, констатировал Валерий Федоров, рост известности не конвертировался в поддержку.

Еще один претендент на второе место по итогам выборов — Владимир Жириновский. Уровень его известности за последние месяцы изменился не очень сильно — в пределах 96-98%. К 9 марта о желании проголосовать за этого кандидата заявили около 5% опрошенных.

ВЦИОМ

Следом идет Ксения Собчак. Его социологи предварительно отдают четвертое место с результатом около 2%. При этом она является лидером среди всех кандидатов в президенты по уровню антирейтинга — 82% респондентов заявили, что не допускают возможности отдать за нее свой голос.

Кто бы ни победил на предстоящих выборах, ему предстоит заниматься тремя основными проблемами, которые, по данным опросов, волнуют россиян.

«Топ-3 проблем к решению в списке задач нового президента: №1 — сфера здравоохранения. Проблема №2 — низкие доходы населения. На третьем месте — проблемы в сфере образования», 

— заявил Валерий Федоров.

ВЦИОМ

Добавим, что согласно экспертному прогнозу ВЦОИМ (на 9 марта) явка на выборах составит 63-67%. На первом месте по итогам голосования специалисты видят Путина (69-73%), на втором — Грудинина (10-14%), на третьем — Жириновского (8-12%).

Ксения Собчак и Григорий Явлинский, по прогнозам экспертов, наберут по 2-3% и 1-2% соответственно. Остальные кандидаты — Титов, Сурайкин, Бабурин — менее 1%.

Опросы ВЦИОМ проводятся среди совершеннолетних россиян методом телефонного интервью. Выборка номеров — двухосновная случайная, построена на полном списке телефонных номеров в стране. Охват — не менее 80 регионов, 500 городов и поселков городского типа, а также 100 сел. При прогнозировании ВЦИОМ использует компиляцию методов, в том числе результаты прогнозного рынка, трендовый метод, метод социального окружения.

ВЦИОМ