После трагедии в Кемерово российские СМИ особое внимание стали уделять все, что связано с пожарами и пожарной безопасностью. Почему так происходит, рассказал Сергей Наумов, специалист по политическому пиару и директор рекламной группы «Пропаганда».

К сожалению, это стандарт. СМИ отрабатывают повестку дня. И, если честно, это вызывает раздражение. Проверять надо до, а не после…. Вчера у нас в многоэтажном доме начали появляться огнетушители кое-как установленные, где успели, чтобы в случае чего отписаться, а что — раньше не надо было этого делать? Но самое смешное — даже сейчас управляющая компания делает всё для отписки, они не функционируют. Почему так происходит? Ведь это же не первая подобная трагедия, вспомните пожар в «Хромой лошади». После это досконально проверили все клубы, теперь загорелся ТЦ. 

Чего далеко ходить. Открываю «Мойку78»: «В Петербурге начали проверять торговые центры». В Петербурге по всему городу объявления на домах висят «возможно падение наледи». И сосульки висят над объявлениями. Они исчезнут от этих объявлений? Этого что — никто не видит? Клоунада. Завтра убьет меня или вас и все начнут про это массово писать. А когда я из подъезда выхожу и сосулька в метре от головы пролетает — это не инфоповод. Инфоповод — это когда на голову упадет маме с коляской. К сожалению. Мы разучились смотреть шире, пересказывать то, что говорят чиновники, это не журналистика. Я с вами абсолютно согласен. 

Сегодня я посмотрел российские и европейские СМИ, мне как журналисту было интересно оценить разные форматы подачи новостей, разные точки зрения. По сути, одни критикуют российские власти, другие в любой ситуации их хвалят. То есть два четких вектора: «за» и «против». Но задача журналиста не бездумно хвалить или ругать, а быть объективным. Этого сегодня нет. 

Как правило, трагические события активно освещаются около недели, пока к ним приковано повышенное внимание. К тому же власть должна отреагировать на ситуацию. И этой реакции надо придать публичности, а потом начнутся массовые проверки объектов. Потому что свою реакцию должны показать региональные власти, и это тоже будет активно освещаться, собственно именно так всё и происходит…. В это время условный Василий Петрович ежедневно пишет «в деревню к дедушке» заявления, что в их подъезде постоянно ломается лифт. Но сейчас всем не до таких «мелочей», они проверяют торговые центры. Завтра лифт с людьми упадет и они начнут массово лифты проверять… Вот этом раздолбайстве вся суть происходящего… 

Даже если провести сто проверок в месяц, всегда найдется тот, у кого после осмотра такого сложного объекта, как в Кемерово, хватит совести и ума написать: «без замечаний». . И потом такая трагедия. А это что? Это человеческий фактор. Как это проверить? Это вопрос кадров, морали, вопрос неотвратимости наказания.. Вы в дома жилые зайдите. Там есть огнетушители и системы оповещения о пожаре? А эти дома не могут загореться? То, что ТЦ сейчас проверят, — это очевидно. Но я вам секрет открою — там до проверок все устранят… Владельцы напуганы и готовы к этим проверкам. Тут вопрос того, как функционирует система в целом. 

Со временем боль притупляется, люди просто начинают жить дальше, тем более в мире уж чего-чего, а происшествий достаточно. И внимание людей переключается на новые темы. Случилось то, что случилось… Детей уже не вернешь, даже если мы с вами напишем 300 статей, а чиновники проведут сотни проверок. По факту: власть отреагировала, коллеги осветили ситуацию, виновные будут наказаны… Вопрос в другом… У коллег слишком разные точки зрения на одни и те же события. Люди пытаются разобраться, обращаясь к разным источникам, к сожалению, сегодня нельзя включить один канал и получить полную картину происшедшего, понять причины происходящего…