Ровно год назад в петербургской подземке прогремел взрыв. Теракт, унесший жизни шестнадцати человек, заставил властей и руководство метрополитена обратить пристальное внимание на систему безопасности. Что изменилось в метро за этот год и какие мере еще предстоит принять, расскажет «Мойка78». 

Что изменилось

На второй день после взрыва премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об обеспечении транспортной безопасности. Было поручено в течение трех месяцев оценить уязвимость метрополитена и создать группу быстрого реагирования. 

Проверка петербургского метро велась Ространснадзором около месяца. Безопасность ни одной из станций не была признана удовлетворительной. Ведомство обнаружило ряд нарушений и несоответствий как с технической стороны, так и в работе сотрудников.

Улучшением системы безопасности метрополитен занимался весь год, на эти цели было выделено порядка 1 млрд рублей. 

На базе уже существующей службы контроля было создано подразделение по обеспечению транспортной безопасности. В него вошло около 2 тысяч людей, в числе которых специалисты по безопасности службы информационных технологий. В задачи подразделения вошли досмотр пассажиров в вестибюлях станций и работа с интеллектуальной системой видеонаблюдения.

Для усиления контроля за безопасностью Смольный выделил  более 500 человек. Ежедневно на каждой станции метро одновременно дежурят не менее трех специально обученных «досмотровиков», сообщает пресс-служба петербургского метрополитена со ссылкой на «Город+». Все они предварительно прошли аттестацию, проверку на физическое и психическое состояние.  

Всего за прошлый год было досмотрено более 27 миллионов человек, выявлено около 150 тысяч подозрительных предметов.

Техническая оснащенность метрополитена за год также выросла. Были куплены рамки-металлодетекторы. Часть станций оборудовали системами интеллектуального видеонаблюдения, на эти цели петербургский метрополитен выделил 141,2 млн рублей. Поставкой видеооборудования и техобслуживанием занялась компания «Аспект Северо-Запад», с которой предприятие сотрудничает не первый год. Отличие системы от обычных камер в том, что она способна различать лица и предметы. 

На установку обычных камер за год потрачено более 50 млн рублей. 

«Слепые» зоны оборудовали системой тревожной сигнализации, по сигналу которой экстренно выезжает наряд «Охраны Росгвардии». 

Что изменится

Головная боль сотрудников метрополитена и пассажиров — забытые в метро предметы. За прошлый годы в подземке было оставлено 7000 различных вещей. Примерно 40% случаев привели к перебоям в работе метро и закрытию станций. Несколько раз проверки бесхозных предметов длились более часа. Дошло до того, что депутаты Заксобрания предложили выписывать штраф тем, кто оставляет вещи в метро. Есть вероятность, что инициативу одобрят до конца текущего года.

Кроме того, продолжится установка камер. Еще 9 станций будут оснащены системами интеллектуального наблюдения, в данный момент готовится соответствующая документация. 

К августу в соответствие с постановлением правительства метрополитен должен представить план  безопасности для каждого объекта метро. Оценкой уязвимости и разработкой плана занимается компании  «Иста–системс». 

Напомним, что год назад, 3 апреля, в 14:33 по петербургскому времени в петербургском метрополитене между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел взрыв. В теракте погибли 16 человек, в том числе террорист-смертник. Пострадали более 100 человек, из них 89 потребовалась медицинская площадь.