Общероссийский
народный фронт предлагает в обязательном
порядке публиковать в открытом доступе
фотоотчеты со строительства дорог.
Соответствующий проект закона даже
внесли в Госдуму, однако из-за критики
правительства сняли с рассмотрения. О
сути идеи, этапах ее рассмотрения —
читайте в материале «Мойки78».
Впервые
об идее публичных фотоотчетов строителей
заговорили в ноябре 2015 года. На встрече
с президентом Владимиром Путиным
активисты ОНФ предложили обязать
строителей, исполняющих госконтракты,
готовить фотоотчеты и публиковать их
в открытом доступе.
Глава
государства идею поддержал и дал
поручение реализовать ее на практике.
Спустя год, в декабре 2016-го, член Совета
Федерации Вадим Харлов внес в Госдуму
соответствующий законопроект.
Сделаем
небольшое отступление. В типовых
госконтрактах уже давно есть пункт об
обязательной фотофиксации этапов
строительства, однако какой-то особо
заметной пользы это не приносит.
В
пример можно привести историю с ремонтом
улицы Луговой в поселке Металлострой
Колпинского поселка Петербурга. Там
местная администрация объявила конкурс
на ремонт улицы Луговой.
В
разделе «О документации» был пункт:
«Необходимо следующее: … (выполнить)
фотофиксацию выполняемых работ, в том
числе фотофиксацию скрытых работ по
слоям».
Ремонт
был выполнен, местные власти приняли
работу. Спустя примерно год, еще до
окончания гарантийного срока,
отремонтированная дорога пришла в
негодность.
Неизвестно,
проверяли ли власти Металлостроя
фотоотчет и кто в итоге был виноват, но
повторный ремонт пришлось организовать
опять за счет бюджета. (Подробнее об
этом читайте здесь.)
Пункт
об обязательной фотофиксации есть в
каждом госконтракте на строительство.
Например — в конкурсной документации
на ремонт Садовой улицы в центре
Петербурга. И в любом другом контракте
на ремонт/строительство дорог в нашем
городе.
Чем
отличается нынешняя система о того, что
предлагают в ОНФ? В законопроекте,
который внес в Госдуму Вадим Харлов,
речь идет об обязательной публикации
фотоотчетов в открытом доступе.
Нужно
это, по-видимому, для того, чтобы все
заинтересованные могли своими глазами
убедиться в честности строительства,
а не верить бизнесменам и властям на
слово. Другими словами — чтобы облегчить
народный контроль.
Предложенный
сенатором документ пролежал в Госдуме
больше года. В марте 2018-го поступил отзыв
правительства на этот законопроект —
отрицательный отзыв.
В
кабмине пояснили, что реализация
законопроекта потребует дополнительных
финансовых затрат — на перестройку
сайта госзакупок, где предлагается
публиковать фотоотчеты. Кроме того,
Вадим Харлов, как считают в правительстве,
не описал стандарты фотофиксации.
В
результате документ сняли с рассмотрения.
Сейчас,
по информации СМИ, власти решили продлить
сроки рассмотрения документа, чтобы
все заинтересованные стороны могли
предложить свои дополнения и в конечном
счете принять законопроект — исполнить
поручение президента.
Примечательно,
что недостатки, подмеченные кабмином,
уже рассматривались/обсуждались в том
или ином виде.
В
части доработки системы госзакупок —
еще 1 сентября прошлого года в ОНФ
объяснили, что в нынешнем виде она
позволяет публиковать сканы документов,
и размещение там фотографий не должно
вызвать каких-либо затруднений.
К
этому можно добавить, что на портале
госзакупок регулярно размещаются архивы
документов (.zip), и что
мешает публиковать такие же архивы, но
с фотографиями, непонятно.
Касательно
стандартизации фотоотчетов. Здесь можно
использовать уже имеющиеся стандарты
в типовых контрактах.
В
любом случае модернизация одного
интернет-сервиса и разработка каких бы
то ни было стандартов точно обойдется
бюджету страны дешевле, чем многочисленные
ремонты дорог.
Ведь
только в Петербурге за 2018 год планируют
отремонтировать по меньшей мере 95 дорог
в рамках адресной программы за пять
миллиардов бюджетных рублей. Годом
ранее на эти нужды потратили три
миллиарда. (Подробнее об этом в материале «Мойки78».)