Ученые обнаружили особый тип грибка, клетки которого координируют свои действия и даже способны общаться. Более того, результаты исследований могут объяснить, почему этот грибок способен заразить здоровых людей, что не характерно для грибковых инфекций, которые чаще всего поражают людей с ослабленной иммунной системой.

Исследование было сосредоточено на грибе под названием Cryptococcus gattii, который обитает в почве и встречается в основном в тропических и субтропических регионах.

Однако в 1999 году штамм этого гриба неожиданно появился в Канаде, а затем в США и стал распространяться по миру. Тропический гриб атакует, в основном, здоровых людей и может быть опасным для жизни. Инфицирование происходит при вдыхании грибковых спор, вызывая пневмонию, а также серьезные инфекции головного мозга.

Ранее исследователи обнаружили, что Cryptococcus gattii был настолько вирулентен (вирулентность — степень способности заражать организм), что имел «замечательную способность быстро расти в человеческих белых кровяных клетках», — говорится в исследовании проведенном учеными из Бирмингемского университета (Великобритания).

В 2014 ученые обнаружили, что этот быстрый рост обусловлен четким «разделением труда» — грибковые клетки работали вместе, чтобы координировать свое поведение и стремительно расти.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, ученые выяснили, как грибковые клетки объединяют силы. Оказалось, для общения микробы используют внеклеточные везикулы. Визикулы — это крошечные внеклеточные пузырьки, которые выделяют клетки различных тканей или органов в окружающую их среду.

Исследователи сообщили, что связь между внеклеточными везикулами и грибковой вирулентностью установлена впервые.

«Эти везикулы действуют как почтовые голуби, передавая сообщения между грибами и помогая им координировать свою атаку на клетку-хозяина», — сказал Робин Мэй, директор Института микробиологии и инфекций Университета Бирмингема.

Ученые также обнаружили, что грибковые клетки могут использовать внеклеточные везикулы для общения на относительно больших расстояниях, а не только внутри одной клетки. «Выводы дают нам потенциальную возможность разрабатывать новые препараты, которые работают, прерывая этот коммуникационный маршрут во время инфекции», — отмечают исследователи.