Общественники и оппозиционные депутаты снова заняты спасением очередного исторического здания — казарм лейб-гвардии Семеновского полка. Коллизия здесь — чисто петербургская. Старинную постройку активисты пытаются защитить от сноса из-за… строительства театра. А покушается на казармы — сам министр культуры РФ Владимир Мединский.
Отточив градозащитное мастерство на домах на Тележной улице, которые активисты спасли-таки от сноса, общественники и парламентарии ринулись на новые руины — именно в руины превратились казармы лейб-гвардии Семеновского полка на Звенигородской, 7. По проекту строительства второй сцены театра МДТ- театра Европы, казармы должны были стать входной группой новой сцены. Но за время, пока прежний подрядчик работал на объекте, здание стало больше походить на развалины.
О разрушающихся казармах на время забыли после скандала с Театрально-декорационными мастерскими. Эта компания с 2013 года занималась новой сценой МДТ по контракту с Северо-Западной дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации Минкульта РФ. В феврале после масштабных обысков ФСБ задержала руководство ТДМ по подозрению в хищении 45 млн, выделенных из бюджета на новый театр.
И вот в конце минувшей недели казармы замелькали во всех новостных лентах. Градозащитники били тревогу — сам министр культуры Мединский, по их словам, дал распоряжение снести казармы и строить новую сцену МДТ. Письменного поручения никто не видел, все ссылались на некий устный приказ главы Минкульта.
Мединский же не только министр культуры, но и председатель Российского военно-исторического общества, как он мог покушаться на казармы, возмутились активисты и тут же написали ему открытое письмо, копии которого решено было разослать премьеру Дмитрию Медведеву, в администрацию президента и губернатору Петербурга Георгию Полтавченко.
Давили и на патриотизм, и на военную историю России, резонно напоминали о том, что по одобренному проекту казармы должны быть сохранены. В разрушении здания ВООПИиК обвинили предыдущего подрядчика и попустительскую позицию дирекции.
«Однако двухэтажную историческую казарму не сложно сохранить. Эксперты ВООПИК уже несколько месяцев предлагают дирекции различные экономичные технические решения высококвалифицированных специалистов, позволяющие укрепить и сохранить фасадные стены здания, но в итоге так и не были услышаны»,
— подчеркивают градозащитники.
Под таким напором руководителю дирекции Наталье Волынской пришлось выступить с заявлением. Она подтвердила, здание снесут, но воссоздадут в первоначальном виде и из исторических кирпичей, а в будущем оно станет частью новой сцены МДТ.
«Однако в связи с ужасным состоянием постройки, которая, по сути, находится в руинированном состоянии, мы рассматриваем вариант разборки здания и его последующего воссоздания», — подтвердила слова Мединского Волынская.
Градозащитники в перспективы сноса ради последующего восстановления верят слабо. А тут на их сторону неожиданно встали не только депутаты и члены ВООПИиК, но и … сам худрук МДТ Лев Додин.
«Звонил Александр Николаевич Сокуров, который только что говорил с главным режиссером МДТ Львом Додиным. Додин говорит, что театр КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ сноса здания казарм Семеновского полка», — сообщил депутат ЗакСа Петербуга Борис Вишневский. На письме парламентаризм решили не останавливаться и собираются обсудить судьбу казарм с приглашением представителей КГИОП.
Небезопасные руины не являются памятником, утверждают в дирекции. Ценная историческая постройка — парируют градозащитники. Снести казармы, построенные до 1917 года, не восстанавливая их в прежнем архитектурно-пространственном решении, не позволяет петербургское законодательство. Разобранные и перестроенные из аутентичных материалов казармы — не по душе активистам.
Они так же не верили в историю о ветхих домах на Тележной, которые хотели снести, а затем восстановить фасады. На защиту зданий конца XIX на Тележной также вставал депутат Вишневский. В итоге власти отказались от идеи сноса домов в стиле модерн. По этой же схеме градозащитники действуют и сегодня.
Одна из громких неудач градозащитников связана с открытым накануне мостом Бетанкура. Всего за один день был снесен мешавший его трассировке дом на Ремесленной улице, 3. И произошло это несмотря на то, что активисты утверждали, что здание дореволюционной постройки, а потому снесено быть не может. Уже после разрушения дома факты фальсификации дат в документах рассматривались в суде. Но вернуть снесенную постройку это уже не помогло.