Воспринимать однозначно историю обанкротившегося «Семейного капитала» не получается. На смену спорам о том, был ли его учредитель мошенником или неудачливым бизнесменом, пришли вопросы о честности пайщиков. Их подозревают в попытках выручить средства по фальшивым квитанциям.
В начале 2015 года кредитный потребительский кооператив (КПК) «Семейный капитал» столкнулся с серьезными трудностями. Начались проблемы с выплатой процентов по паям. Когда стало понятно, что банкротства не избежать, пайщиков уговорили заново оформить отношения, перезаключив договоры с НПО «Семейный капитал».
«Всем пайщикам стали говорить, что мы присоединимся к НПО, но фактически никакого перехода не было. И большинству новоиспечённых пайщиков НПО просто выдали дубликаты квитанций по суммам из КПК»,
— рассказала «Мойке78» пайщица Светлана Базилева.
КПК был признан банкротом. Аналогичная судьба ждала его приемника. В 2017 году в отношение НПО начали процедуру наблюдения. Тогда, как утверждает Светлана Базилева, отсудившись с КПК, недобросовестные, по ее утверждению, пайщики по дублирующим квитанциям отправились судиться с НПО.
«Так как квитанция к приходному ордеру — это кассовый документ — дается, когда открывается касса и вносятся реальные деньги, получается, что практически все требования к НПО — фальшивые. Хотя есть такие, как я, которые вносили реальные денежные средства только в НПО, но таких мало»,
— полагает пайщица.
Историю на правах анонимности подтвердил юрисконсульт, представляющий интересы пайщиков «Семейного капитала».
Денег в НПО, по его словам, пайщики почти не вносили. В реестре КПК и НПО у многих из них вложенные суммы совпадают. Объяснений этому может быть несколько: либо пайщики дважды делали идентичные до копеек вклады, либо существовало лишь одно настоящее вложение.
По схожей схеме когда-то действовали банки. В 2014 году инспекторы в России обнаружили около 10 тыс. фиктивных вкладов, из которых клиенты могли при отзыве лицензий у кредитных организаций незаконно получить по страховке компенсацию.
Как бы то ни было, вероятность вернуть деньги, как у честных, так и не очень, пайщиков «Семейного капитала» ничтожно мала. Рассчитывать на что-то можно, если включиться в реестр кредиторов и подать заявление о признании потерпевшим в полицию, но даже это не даёт гарантий.
Напомним, что в отношении учредителя «Семейного капитала» Игоря Белоусова и председатель правления Натальи Верховой возбуждено уголовное дело. Они обвиняются в создании «финансовой пирамиды» и хищении средств пайщиков.