Журналист Сергей Князев:
В России начался прокат фильма «Клуб миллиардеров», примечательный (в частности) тем, что в нем одну из второстепенных, но ярких ролей исполнил Кевин Спейси, чье имя в последнее время старательно вымарывают из других американских фильмов.
Недавние выпускники престижнейшего экономического вуза исполняют классический номер «Джентльмен в поисках десятки». Один, старательный тихоня, трудится брокером на бирже (Энсел Элгорт), пытаясь втюхивать недоверчивым гражданам фьючерсы на золото, другой (Тэрон Эджертон) работает на себя, перепродавая – в основном сверстникам – модные тачки, довольно успешно, но посадить его можно хотя бы за выражение лица. Случайно встретившись после недолгой разлуки, два унылых неудачника решают основать собственную финансовую компанию и всем показать. Объединив усилия, они умудряются добиться того, что у них не получалось поодиночке. Им удается пустить пыль в глаза большому количеству людей, построить вполне себе многоуровневую пирамиду, которая могла существовать еще довольно долго, а то и вовсе обратиться в респектабельный инвестиционный фонд с прозрачной стратегией (и вроде актив, подходящий для инвестирования, уже найден), и стали бы ребята вполне добропорядочными и законопослушными гражданами, если бы не мошенник международного масштаба Рон Леви (Кевин Спейси), который их надул так надул – классическое «вор у вора украл».
История взлета и падения амбициозных недоумков рассказана подробно, режиссер Джеймс Кокс старательно и довольно убедительно воспроизводит атмосферу середины восьмидесятых в США (кокаин, вечеринки, Энди Уорхол как светский персонаж) – можно сказать, что режиссер пытается добросовестно соблюдать все пункты соглашения с публикой, излагая историю, основанную на реальных событиях (это, как нынче принято, создатели и прокатчики фильма подчеркивают особо – мол, жизненно). Хотя видно, что способы употребления средств, расширяющих сознание, автора интересуют гораздо больше, чем особенности технологии биржевых сделок.
Получилось кино с моралью – мол, «коготок увяз – всей птичке пропасть», и, если начинаете свой маленький бизнес с большого обмана (или наоборот), – вам всё же прилетит, всё вам вернется вдвойне и втройне, грязные деньги впрок не пойдут, и вообще не ходите широкими тропами, самое простое и очевидное решение – не всегда лучшее. Ну и т. д.
Идеи как идеи, не хуже любой другой. Но любопытно, думаю, будет посмотреть фильм любителям истасканной фразы «ворюга мне милей, чем кровопийца». Автор показывает, доказывает, что жулик, защищая украденное, рано или поздно становится убийцей, и выбор между кровавым тираном и любителем шахер-махера с чужими деньгами — на самом деле ложный, оба хуже.
Сказать, что Джеймс Кокс вышел на уровень великих моралистов современного американского кино Оливера Стоуна и Клинта Иствуда, было бы явным преувеличением, но то, что он следует проложенными ими тропами, – безусловно.
Но главное, ради чего стоит идти на фильм, конечно, игра Кевина Спейси, который на фоне своих молодых коллег, аффектированно вращающих глазами, кричащих в ужасе «Лёлик, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!» и вообще отчаянно переигрывающих, выглядит как лев на детском утреннике. Здорово, что режиссер не стал переснимать кадры с великим актером в угоду ложно понятой политкорректности и прочим прекраснодушным глупостям. Вся эта история с домогательствами забудется, как визит в сухумский обезьяний питомник, а кадры, где Спейси движением удивленно поднятой брови рассказывает нам про человеческую природу больше, чем сорок тысяч сценаристов, останутся.