Зоопарк, которого нет, для слонов, которые так и не появились. Традиция губернаторов Петербурга обещать городу слона уже обошлась бюджету в 1 млрд 203 млн 500 тыс. рублей. Сумму, на которую в других городах заново отстраивали старые зоопарки, в Северной столице заплатили за бумажную работу — проекты, которые так и не стали реальностью.
История о том, что у Петербурга уже 32 года нет слона, не соответствует действительности. Слоны есть, их целых два, они подарены городу в честь его 300-летия властями Индонезии. Но до Северной столицы подарок так и не добрался. Зоопарк был не готов принять гигантов. А идея, что петербургские дети должны увидеть слонов, легла в основу концепции создания нового зоопарка.
Идея расцвела при Валентине Матвиенко и зачахла при Георгии Полтавченко. Несмотря на серьезные финансовые вливания, зоопарк, о котором говорят с 2006 года, так и не построен ни в Юнтолово, ни на Ржевке, ни в Юкках, ни в каком-либо другом месте. Работа, проведенная по его проектированию и разработке документации, оплачена из городской казны. От тех проектов, которые обошлись в 250 тыс. евро, Смольный уже отказался. Как и от зоопарка в Юнтолово. Сейчас иногда всплывают разговоры об очередном новом проекте и новом месте для заветного зверинца со слонами, но город на них денег уже не выделяет уж слишком много вопросов к трате предыдущего миллиарда.
«Мойка 78» подбила примерную смету потраченных на бумажные проекты казенных средств.
Инфографика «Мойки 78»
В 2008 года компания «Интарсия» получила контракт от Комитета по строительству на 3 млрд 709 млн рублей — за эти деньги подрядчик должен был провести проектно-изыскательские работы и построить первую очередь зоопарка в Юнтолово. Финансовый кризис 2008 подкорректировал планы Смольного, но деньги на зверинец выделяли.
Так, чтобы создать проект зоопарка в Юнтолово в 2010 году (в это время против строительства активно выступают экологи) Смольный проводит международный конкурс. нем участвуют французы из “Beckmann-N`Thepe”, испанцы из “Amusement Logic” и россияне из коллаборации «Студии 17» и Архитектурно-проектной мастерской Ухова.
Жюри выбрало работу архитекторов из Франции. За победу команда “Beckmann-N`Thepe” получила приз в 150 тыс. евро ( в декабре 2010 один евро стоил около 41 рубля, в пересчете по тому курсу, французы увезли из России 6 млн 150 тыс. рублей. Остальным участникам со работу над проектами полагалось по 50 тыс. евро — то есть по 2 млн 50 тыс.
Реализация французского проекта была оценена в 11 млрд. «Интарсия» готовилась подкорректировать его для удешевления. Экономить решили на всем, поэтому Валентина Матвиенко предложила инвесторам вложиться в строительство зоопарка, взяв шефство над животными. Но идея в массы не пошла — вкладываться в несуществующих пока животных никто из бизнесменов не спешил.
А приход нового губернатора Георгия Полтавченко нарисовало на юнтоловском проекте крест. Уже в зимой 2012 власти стали ссылаться на нестыковки в проекте зоопарка. Как раз «вовремя» — «Интарсия» в это время успела освоить транш за 2011 год в сумме более 358 млн рублей и получить выделенные на 2012 год 562 млн рублей.
К 2013 году Петербург пришел в улетевшим в трубу неполным миллиардом — столько на проекты, документацию и прочие бумажные этапы было потрачено из бюджета города на зоопарк, которого не будет.
О том, что Юнтолово — неудачное место. а деньги потрачены зря Полтавченко сокрушался в 2013, а в 2014 зоопарк вдруг воскрес в планах Комитета по инвестициям. Только в другом месте и в другом виде. В итоге ни с местом, ни с видом так точно и не определились до сих пор.
Кстати, до сих пор бюджет Петербурга расхлебывает фантастические планы губернаторов привезти слонов в Юнтолово — казна потратит еще 273 млн рублей на переработку проектной документации на строительство продолжения зеленой ветки метро. Станция «Зоопарк» на старом месте — где зоопарка так и не появилось — оказалась не нужна. Ее нарисуют на новом участке — северо-восточнее пересечения Комендантского и Шуваловского проспектов, а также переименуют, эти правки обойдутся почти в 3 сотни миллионов.