Генеральный директор коммуникационного агентства PROGRESS Артем Абдукахаров:

Как известно, навигатор "Яндекса" теперь говорит голосом Артема Дзюбы.

Проект с Дзюбой для "Яндекса" – это, конечно, фан, имиджевая история. Акция рассчитана на уже существующих пользователей навигатора, и не думаю, что привлечет новых. "Яндекс" в данном случае выбрал типичную тактику лидера рынка – запускает проекты для хайпа, реализует то, что вызовет интерес или одобрение аудитории, без оглядки на коммерческую целесообразность.

Думаю, для футболиста это тоже больше имиджевая история. Хотя тот же инструмент используют производители кинофильмов для продвижения новых картин – как, например, некоторое время назад в приложении появились голос Оптимуса Прайма, приуроченный к выходу блокбастера "Трансформеры: Последний рыцарь", Фёдора Бондарчука перед премьерой его нового фильма "Притяжение". Навигационный сервис Waze постоянно добавляет новые голоса для всех доступных в приложении языков. Его создатели уделяют внимание персонализации сервиса, в котором в разное время появлялись голос президента Израиля Реувена Ривлина, записанный к 70-летию независимости страны, дроида вселенной "Звездных войн" C-3PO к выходу нового эпизода "Звездных войн", Арнольда Шварценеггера перед премьерой фильма "Терминатор: Генезис" и многие другие.

Такая коллаборация может быть как фаном, так и бизнесом.

Эффект такого инструмента просчитать сложно – первые коллаборации, несомненно, вызывали всплеск интереса и большой отклик в СМИ, сейчас, когда это поставлено на поток – интереса меньше. Но в данном случае история не похожа на остальные: после столь успешного выступления на чемпионате мира нашим футболистам вряд ли нужно продвижение. Игроки сборной России стали национальными героями, и этот проект – очередная демонстрация интереса широкой аудитории и эксплуатации гордости за успех нашей сборной.