Театральная столица России застряла в традициях времен Екатерины, губит молодые таланты и не дает заработать городу побольше на туристах. Театральный кластер мог бы решить эти проблемы, но власти города помешались на бизнес-инкубаторах и кластерах, не давая Петербургу шанса на свой Бродвей.

Театральные улицы — фишки крупных городов и магнит не только для театралов, но и для туристов. Бродвей в Нью-Йорке и Шафтсбери-авеню в Лондоне давно уже не просто улицы, забитые театрами на любой вкус, но и золотая жила для бюджетов этих городов. Рядом с большими и крошечными театрами всех мастей спешат разместиться рестораны, магазины и отели. Пришедшие на постановку туристы получают полный комплекс развлечений и услуг: посмотреть, поесть, переночевать, а казна — пополняется налоговыми отчислениями. 

Бродвейский театр. Фото: Википедия

Такой способ круглогодично зарабатывать на петербургской театральной традиции в городе игнорируют. Ставки на белые ночи играют только в короткий летний сезон, чемпионат мира по футболу — был редким подарком, внесезонные крупные форумы и бизнес-конференции с учетом полумертвого инвестклимата в Северную столицу не заманить, а если это и удается, то участникам надо обеспечить не только деловую, но и культурную программу. Но она в Петербурге неизменна десятилетиями: Эрмитаж, Петергоф, Мариинский, Михайловский или Александринский театр.

Между тем театром интересуется не только солидная публика, но и молодежь, а ей и классика традиционных театров, и стоимость билетов на такие постановки — не по вкусу и не по карману. Среднего же в Петербурге не дано. 

При этом с ноября в Петербурге с триумфом и при аншлаге проходит иммерсивное шоу «Безликие». Новый формат в нестандартном месте —  спектакль проходит в особняке Сологуба на Дворцовой набережной. Его реставрацию команда шоу взяла на себя, переработала интерьеры под постановку и превратила огромное здание в театр со множеством сцен. Но даже мощной московской команде было сложно найти подходящее здание в Петербурге. 

Фото: предоставлено организаторами

«Проблема Петербурга была в том, что, к сожалению, само состояние домов не удовлетворяло. Даже построив все декорации здесь, мы влетели в такую копеечку, что даже Москва может позавидовать», — рассказал «Мойке78» режиссер шоу «Безликие» Мигель.

Он же подал идею — реконструировать и приспособить пустующие старинные особняки под театры, библиотеки и другие культурные объекты.. 

«Обидно, что город не идет на это. В данном случае я понимаю, как структура города могла бы развиваться, какое количество молодежи их посещало бы. Я не знаю, почему люди думают, что в пожилом возрасте начинаешь ценить это все. Мне кажется, то, что творится в Петербурге в плане архитектуры и всего остального с такой историей и таким вкусом, — это вполне молодежная тема. Это будет очень хорошо читаться молодыми людьми, и они будут такие дома посещать в качестве мест проведения досуга», — уверен Мигель.

Кстати, о молодежи: несмотря на количество театров в Петербурге, выпускники театральных вузов, актерских и режиссерских факультетов не обеспечены работой по специальности и редко попадают в крепко сколоченные существующие актерские труппы. 

Получается, что государство вкладывает средства в обучение будущих актеров, танцовщиков и режиссеров, которые потом идут выступать в клубы и работать ведущими на свадьбах. Кстати, в спортивной сфере эту проблему уже начали решать. После закрытия клуба «Динамо-2» и  «Тосно» оказалось, что выпускникам спортивных школ идти совершенно некуда. Снять остроту этой ситуации должен новый ФК «Ленинградец». Он даст и небольшую по футбольным меркам, но стабильную зарплату, и игровую практику.

Таким «Ленинградцем» от театра может стать петербургский Бродвей — кластер, где совершенствуют мастерство молодые актеры, работают разного вида и направления театры, концертные площадки, ставятся творческие эксперименты и, что немаловажно, зарабатываются деньги для города.

Но в Смольном, заигравшемся в арт-пространства и — IT-инкубаторы, о театральном инкубаторе даже не думают. Не помышляет о нем ни глава комитета по культуре Константин Сухенко, ни курирующих сферу вице-губернатор Владимир Кириллов. 

Может быть, театральному искусству, который церковь называет лицедейством и считает грешным, не желают дать развития и силы Русского Афонского общества, главой попечительского совета которого является губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

А ведь такой петербургский Бродвей мог бы занять один из пустующих кварталов города, например дать вторую жизнь Конюшенному ведомству. Дать молодым актерам надежду на самореализацию в профессии. Дать шанс всесезонному туризму, привлекая гостей города широким выбором спектаклей, собранных в одном месте.