Школьные базары погибли под давлением ретейлеров в Петербурге. В этом году в городе не пройдет ни одной выездной ярмарки с рюкзаками, школьной формой и учебниками. Крест на эпохе уличных базаров перед 1 сентября поставили сетевики и интернет-магазины.
«Мойка78» не нашла ни одного школьного базара в «Плане организации ярмарок выходного дня и региональных ярмарок в Санкт-Петербурге в 2018 году». В плане значатся «Славянский базар», «Урожай года», «Для дома и дачи», «Дары природы», рождественские и новогодние ярмарки — и ни одной школьной.
Единственный школьный базар, судя по документам начала года, планировался в Василеостровском районе. Но и намечавшаяся на 1 и 2 сентября в районе площади Собчака ярмарка в итоге не состоится.
«Заявки на ярмарки подают районы. Продуктовые, елочные и бахчевые базары — три основные категории. Подать заявку на проведение школьного базара — можно, ограничений нет, но заявок не было», — рассказали «Мойке78» в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка.
Смерть школьных базаров в Петербурге можно назвать скоропостижной. Так, в 2015 году только в Невском районе такие ярмарки перед 1 сентября проводились по 77 адресам, в Петродворцовом — по 69, во Фрунзенском районе — по 57 адресам.
Специалисты рынка ретейла считают, что в гибели такого явления, как школьные базары, виноваты крупные сетевые магазины, в ассортименте которых имеется продукция для школьников, которые организуют тематические выделенные зоны или «аллеи».
«Традиционно такие выделенные зоны — «школьные базары» в августе, а зачастую и раньше устраиваются в гипермаркетах, количество которых в Санкт-Петербурге велико, и они фактически стали магазинами у дома для жителей города», — отмечает председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Сетевики своим количеством, разбросом точек по городу, ассортиментом предложенных школьных товаров (от ластика до школьной формы) и ценами на них буквально задавили продавцов, которые участвовали в уличных школьных базарах.
«В связи с этим предприниматели не выходят с инициативой организации специализированных школьных ярмарок по причине отсутствия целесообразности и невозможности предложить конкурентные цены», — отмечает Андрей Карпов.
Добили предпринимателей, ранее участвовавших в школьных ярмарках, акции сетевиков, а также рост доли заказа товаров для школы в интернет-магазинах с доставкой, когда идти на базар, выбирать и примерять ту же форму на улице уже нет необходимости.