Власти США объявили о введении 10-процентных импортных пошлин на китайские товары стоимостью около $200 млрд. В ответ Китай заявил о планах ввести пошлины на американские товары. О том, кто из российских производителей выиграет от торговой войны США и Китая, рассуждает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожановский:

На примере того же популярного в народе онлайн-маркетплейса AliExpress можно построить микромодель тех процессов, которые происходят и будут происходить в плане медленной переориентации могущественной экономики Поднебесной и становления её на новые рельсы в контексте новых торговых реалий. Хотя понятно, что максимальная потребительская ёмкость всех остальных мировых рынков, включая европейский, не сможет полностью компенсировать Китаю снижение американских продаж (речь ведь не идёт о полной остановке торговли с США, а только о снижении её объёмов и интенсивности процентов на 15-20… вряд ли 25!), как говорится, с этим можно жить! Хотя, конечно, Китай всё же будет проявлять больше энергии на поиск доселе неактуальных малых рынков и одновременно наращивать товаропоток с существующими партнёрами, среди которых Россия стоит на особом месте.

Здесь благоприятно всё – от комплементарности нашей сырьевой экономики и китайской с доминирующей лёгкой и электронной промышленностью – до географического соседского положения стран. Основная проблема – низкая ёмкость российского потребительского рынка по сравнению даже с корейским. В этом смысле для российских властей будет важно не заформализовать, не забюрократить международные торговые отношения на низовом уровне – а наоборот, предлагать различные стимулы и открывать двери шире. Пока, судя по всему, именно так и происходит.

Однако говорить о каких-то прямых дивидендах для России от торговой войны Китая и США не приходится: мы слишком малы для этого масштаба, хотя, конечно, рассчитывать на определённые «барыши» вполне уместно; об этом мы и поговорим.

Во-первых, от расширения сотрудничества с Китаем уже выигрывают отечественные нефтегазовые компании – в частности, «Новатэк», так как Китай любит сжиженный природный газ. То же самое можно сказать и о перспективах «Роснефти», которая теоретически может полностью покрыть все выпадающие объёмы закупок «чёрного золота» Китаем у США в связи с эскалацией торговых войн. Здесь основная проблема – одинаковая медлительность в принятии решений как с российской стороны, так и у китайцев. Видимо, сказывается «тяжёлое советско-социалистическое» наследие. Если удастся побороть это самое «тяжёлое наследие» и ускорить строительство сибирско-дальневосточно-китайских магистральных трубопроводов – то эффект станет заметен уже очень скоро.

Тайные надежды, связанные с Китаем, может испытывать и руководство «Русала», находящегося сейчас в условиях жесточайших «эмбаргоподобных» санкций со стороны США, которые на пике привели к снижению экспорта алюминиевого холдинга на 60%. Хотя с производством алюминия у Китая у самого особых проблем нет, не надо забывать, что алюминий – базовый металл для производства автомобилей и летательных аппаратов. Так как Китай необычайно активен в этих направлениях, ему гарантированно потребуются дополнительные объёмы сырья, и покупать качественный алюминий разнообразного ассортимента у близлежащей России за юани будет выгодно во всех отношениях. Назвать это выгодой «Русала» в прямом смысле, наверное, было бы неправильно, но способом остаться на плаву – почти наверняка!