Комитет по благоустройству изо всех сил пытается доказать, что региональный оператор по обращению с отходами во всеоружии и не допустит мусорного коллапса в Петербурге. В реальности, говорят эксперты, 1 января горожане вполне могут проснуться в куче неубранного мусора.

Замглавы комитета по благоустройству Кирилл Пащенко во время пресс-конференции 30 октября заявил, что региональный оператор по обращению с отходами — Завод МПБО-2 — заключает договоры с управляющими компаниями Петербурга. Всего, уточнил чиновник, в городе около 4 тыс. «управляшек».

«Мойка78» обратилась в пресс-службу комитета с просьбой предоставить список управляющих компаний, с которыми договоры уже заключены. Спустя несколько минут ведомство опубликовало на официальном сайте пресс-релиз. «На сегодняшний день региональный оператор заключил первые договоры на обращение с отходами с государственными учреждениями», — говорилось в этом сообщении.

В Петербурге ожидается мусорный коллапс к Новому 2019-му году. Фото: Baltphoto/Валентин Егоршин

«Возможно, Жилкомсервисы какие-нибудь городские и подписали договоры, потому что им все равно. А частные компании смотрят договор, пишут протокол о разногласиях и будут отстаивать свои интересы. Потому что, на наш взгляд, попытка принудить заключить договор и повесить ответственность за сбор денег на управляющую компанию — это незаконно», — заявил «Мойке78» глава Ассоциации управляющих компаний Петербурга Евгений Пургин.

По его словам, сбор долгов, работа с населением — это теперь проблема МПБО-2, и управляющие компании за это отвечать не будут. Пургин уточнил, что если региональный оператор не договорится с частными управляющими компаниями, те продолжат работать по своим договорам с перевозчиками мусора.

«Сейчас управляющая компания заключает договоры с перевозчиком, который вывозит мусор. Компании собирают деньги у населения и платят перевозчику, перевозчик дальше уже сам организует транспортировку мусора либо на сортировку, либо на переработку, либо на захоронение», — рассказал собеседник «Мойки78».

И добавил, что проблема договоров между «управляшками» и региональным оператором — вовсе не единственная. «Я общался с региональным оператором в Курской области. Они проработали год. Спрашиваем: сколько у вас осталось перевозчиков. Говорят: один. А было пять», — сказал Пургин.

Сейчас в Петербурге, по его словам, два крупных перевозчика — Спецтранс №1 и Спецтранс №6, а также около 40 малых и средних (от 20 машин и меньше).

«Это, конечно, жутко представить, что у нас в Санкт-Петербурге будет один перевозчик. Это, значит, будет монополия. Это будет бешеный рост цен и бешеное падение качества», — предположил эксперт.

Глава комитета по благоустройству Владимир Рублевский. Фото: Baltphoto/Дарья Иванова

В свою очередь гендиректор АО Автопарк №1 «Спецтранс» Анатолий Язев заявил нашему изданию, что перевозками бытового мусора в Петербурге малый бизнес не занимается, и с приходом МПБО-2 на рынок никто не пострадает.

Вместе с тем, Язев выразил удивление тем фактом, что до сих пор нет никакой информации о выборе подрядчиков МПБО-2 по вывозу мусора.

Представитель комитета по благоустройству при этом заявил «Мойке78», что электронный аукцион объявят в ноябре. По состоянию на вечер понедельника, 5 ноября, на портале госзакупок информации о проведении конкурса не было.

«Мне это непонятно, почему конкурс еще не объявлен. Странно, кто мешал раньше это сделать», — сказал Язев.

Собеседник «Мойки78» отметил, что конкурс по выбору регионального оператора провели «в одну новогоднюю ночь» с 31 декабря 2017 года на 1 января 2018-го. «Может, и этот (конкурс по выбору подрядчиков) так же будет проведен», — предположил гендиректор АО Автопарк №1 «Спецтранс».

Петербургский оператор по обращению с отходами затягивает с выбором подрядчиков. Фото: Baltphoto/Валентин Егоршин

В любом случае, считает Язев, процесс вывоза мусора не остановится, однако во дворах домов с приходом регионального оператора почти наверняка образуются проблемы.

«То, что во дворах будет бардак, — это точно. Потому что до сих пор не определена в новой схеме роль управляющих компаний. Сегодня управляющие компании заключали договоры сами, выстраивали отношения с перевозчиками контролировали их, подготавливали мусор к отправке, убирали. Я пока не представляю, как оператор все эти вопросы решит. И нигде это не прописано, ни одна управляющая компания, ни одно ТСЖ не знает, как будут складываться отношения», — резюмировал эксперт.

Прогнозирует мусорные проблемы и глава Ассоциации управляющих компания Петербурга Евгений Пургин. «Вполне возможно, что наступит мусорный коллапс. Если переход будет резкий, будет создана большая монополия, которая вряд ли справится с таким огромным объемом», — сказал он.

Напомним, региональный оператор по обращению с бытовыми отходами, согласно федеральному закону, должен приступить к своим обязанностям в каждом регионе РФ с 1 января 2019 года. В Петербурге на конкурсной основе статус оператора получил Завод МПБО-2, подконтрольный комитету по благоустройству.

Этот комитет возглавляет Владимир Рублевский, его деятельность курирует вице-губернатор Николай Бондаренко.