Скончался Стэн Ли, один из столпов американской культуры комиксов. О творце супергероев — писатель Андрей Рубанов:

Стэн Ли — это человек, придумавший Спайдермена, Фантастичесую Четвёрку и ещё два десятка других супергероев. В соответствии с канонами американской мечты Ли был потомком румынско-еврейских эмигрантов. 

В России нет культуры комиксов. И не было, до недавнего времени, такого понятия, как «супергерой». В Америке комиксы — мощный слой, индустрия, есть сообщества, фан-клубы, коллекционеры. Миллионы долларов платят за редкие экземпляры. Для американцев Стэн Ли — это Моисей поп-культуры. Я его очень уважаю. 

У него есть книга «Как создавать комикс», я её дважды перечитывал. Там раскрыты некоторые тайны работы с массовым сознанием. Спайдермена, самого знаменитого своего персонажа, Стэн Ли придумал в 40 лет, в 1962 году. Художники и сценаристы много работали. До обеда сочиняли Спайдермена и Серебряного Серфера, после обеда — Сорвиголову, Зелёного Шершня и Стрипереллу. Нравы в индустрии комиксов были простые. Сочинив очередную серию, сценарист звонил художнику и по телефону объяснял, как должны развиваться события; художник тут же приступал к работе. 

Вырученных денег хватало на пиво и гамбургеры, и эти ребята, наверное, были счастливы. 

Прошло 70 лет: на Спайдермене растёт пятое поколение американцев. Образы, сочинённые Стэном Ли впопыхах, на бегу, теперь превратились в иконы. Точное количество супергероев, созданных американской поп-культурой, неизвестно, но счёт идёт на сотни. Нам знакомы только самые популярные: Бэтмен, Железный Человек, Люди Икс.

Супергерои созданы в целом для детского и подросткового восприятия. Стэн Ли — это, в переводе на наши реалии, такой гибрид Корнея Чуковского и Александра Птушко. Концепция супергероизма в корне противоречила марксистко-ленинским принципам, согласно которым историю вершит весь народ, массы, а никак не отдельные личности. Так супергерои были объявлены порождением загнивающего Запада, исчадием масс-культа. И путь за железный занавес им был закрыт. Первым российским поколением, воспитанным на супергероях, были дети, рождённые в 90-х и пошедшие в кинотеатры в начале нулевых. 

Комиксы в России так и не прижились; любителей комиксов у нас примерно столько же, сколько и любителей бейсбола. 

Но есть энтузиасты, развивающие это направление, с некоторыми я знаком лично. 

Не знаю, нужны ли нам комиксы. Не знаю, нужны ли нам супергерои. Но детям нравится.