Найденные на Марсе крошечные железные шарики сбивают ученых с толку.

Почти сразу после посадки на красной планете марсохода NASA «Opportunity» в 2004 году на её поверхности были обнаружены загадочные объекты: крошечные и богатые железом сферы. Ученые назвали их «марсианской голубикой», но, как оказалось, назвать было легче, чем понять.  И до сегодняшнего дня ее происхождение остается загадкой.

Исследователи попытались прояснить природу сфер через поиск аналогий на Земле. В поисках геологических образований, напоминающих марсианскую голубику, геохимики из Университета Нагоя и Университета Кочи в Японии отправились в горы Юты (США) и Монголии, в которых ранее находили подобные образования.

Однако земные сферы не идентичны марсианским.  Они примерно в 10 раз больше и имеют другой химический состав. Но особого внимания на земные аналоги марсианской голубики ученые раньше не обращали. Исследователи обнаружили, что земные формации, по-видимому, построены вокруг сердцевины из минерала, называемого кальцитом, и богаты железом только во внешнем слое.

Основываясь на этих наблюдениях, ученые предположили, что потоки богатой железом, слабокислой воды омывали первоначальные структуры кальцита. В отличие от наземных аналогов, «марсианская голубика», вероятно, полностью состоит из гематита (широко распространённый минерал железа Fe2O3).

«Но это может указывать на длительный период нахождения ее в проточной воде, которая вымывает весь кальцит», — считают исследователи.

Второе потенциальное значение исследований связано с еще одной давней дискуссией о Марсе — что случилось с его когда-то плотной атмосферой. Авторы в новом исследовании утверждают, что эта атмосфера могла быть заперта в карбонатные породы, связанные оболочкой из гематита. А затем вымыта из «марсианской голубики» водой.

Но с этой гипотезой согласны не все.  Оппоненты отмечают, что область, покрытая марсианской клубникой, относительно не велика. Она занимает менее одного процента Марса. Кроме того, образования на Земле не настолько похожи на марсианские, чтобы ученые могли сделать вывод о составе инопланетной голубики. И отмечают, что хотя гипотеза интересная, голубика очень мала и это пока не позволяет ученым разгадать её загадку.

Следующий марсоход NASA, марсоход Mars 2020, будет нести инструменты, которые способны определить состав загадочных сфер. Но марсоход совершит посадку далеко от равнины, где обнаружена «марсианская голубика».

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.