В музей-заповедник «Царское Село» при содействии Министерства культуры РФ передали клад Нарышкиных. Более 2 тыс. предметов конца 18 — начала 20 века были обнаружены в марте 2012 года в тайнике особняка Трубецких-Нарышкиных. Их нашли рабочие. Некоторые предметы были завернуты в газеты «Русская воля» июля-сентября 1917 года. Коллекция в прекрасной сохранности, большая ее часть — предметы из драгметаллов.

Музейные хранители с сотрудниками Северо-Западной государственной инспекции пробирного надзора взвесили все предметы, составили акты.

Судя по всему, последним владельцем вещей был поручик Лейб-гвардии Гусарского полка Сергей Сомов, женатый на Наталье Нарышкиной – дочери владельца особняка на ул. Чайковского.

Скорее всего, Сомов хранил вещи после отъезда Нарышкиных из Петрограда и он же спрятал клад. Затем Сомов эмигрировал во Францию. Он скончался в 1976 году в Париже, в 1978 году умерла его супруга. Наследников у них не было.

«Клад Нарышкиных» — самый крупный в отечественной истории, принадлежавший одной семье. Это более 2 тыс. серебряных предметов, сделанных лучшими ювелирами известнейших российских и европейских фирм.

Это цельная коллекция с княжеским гербом семьи Нарышкиных, на некоторых предметах – герб Сомовых.
В коллекции — посуда, столовое серебро, предметы быта, ордена, медали, парадный столовый сервиз в русском стиле Игнатия Сазикова.

В коллекции — боевые ордена Российской империи: Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира с мечами. Также медали «В память 300-летия царствования дома Романовых» и «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» — их вручали военнослужащим, сербская медаль и черногорский орден, две номерные георгиевские медали.

Коллекция будет находиться в фондах музея, а после реставрации Александровского дворца дополнит его экспозицию.

Фонд предметов ГМЗ пополнялся музеем на аукционах, у частных коллекционеров, в антикварных магазинах. Некоторые ценности были подарены меценатами, переданы госструктурами.

Большинство ценностей из особняка Нарышкиных, покинувших Россию после революции, пополнили коллекции Эрмитажа и Русского музея.