Театральный мир выдохнул, услышав о спасении от идеи главы Минкульта Владимира Мединского, предложившего объединить Александринский театр в Петербурге и Волковский в Ярославле. Действие приказа приостановил премьер Дмитрий Медведев. Пока речь идет не об отмене, а приостановке, «Мойка78» вспомнила, кто и как уже объединял и поглощал театры и к чему это привело. Спойлер: скандалы и уголовные дела тоже имеются.

Накануне главный по культуре шокировал культурную столицу инициативой создать первый в России национальный театр. Правда, для этого надо объединить два старейших театра страны: Александринский, работающий со времен императрицы Елизаветы Петровны, и Волковский, который и вовсе старше Александринки на шесть лет — он основан в 1750 году.

Звучали слова «воссоздание первого национального театра России» и «исторический процесс». Правда, процессу в Ярославле или оказались не рады, или скрывали свои истинные чувства — корреспонденту «Мойки78» там не смогли рассказать, кем именно «снизу» инициировано объединение. О том, что слияние как раз результат пожеланий «снизу», заявлял сам Мединский.

В пресс-службе учреждения, куда обратилась за комментарием «Мойка78», сообщили, что все дальнейшие заявления будут сделаны позже. Ведется ли работа над совместными проектами, также выяснить не удалось.

У будущего объединенного театра, судя по опыту предшественников, есть четыре пути развития.

Схема Национального театра (оптимистичная)

Идея имперских масштабов, озвученная Мединским, звучит из его уст как путь к процветанию.

«Волковский театр выходит за рамки провинциального и приобретает новый — национальный статус. Артисты Волковского театра получают возможности играть не только в Ярославле, но и в Петербурге и в Москве на собственных площадках. В настоящее время идет работа над дорожной картой, обсуждаются календарные даты, по которым дальше в соответствии с законом пойдет процесс объединения»,
— расписал министр культуры.

Правда, дорожная карта объединения пока не утверждена. Но Первый национальный театр России получит единую администрацию. «Что, безусловно, будет способствовать повышению качества работы», — уверен Мединский. Плюсы для Александринки в своей колонке на сайте Минкульта он не назвал.

Скандальная схема Пскова и Тюмени 

Слияние уже прошли театры Тюмени. Да так, что на их объединение на Совете при президенте по культуре и искусству Владимиру Путину пожаловался худрук Театра Наций Евгений Миронов. Это было в 2014 году. Кстати, сейчас Миронов выступил и против слияния Александринки и театра имени Волкова.

В одну структуру в Тюмени объединили драмтеатр,  тюменскую филармонию, Тобольский драматический театр им. П.П. Ершова, Тюменский театр кукол и Дворец культуры «Нефтяник» им. В.И. Муравленко».

В конце 2018 года из тюменского драмтеатра спешно уволилась гендиректор Юлия Шакурская. Позже оказалось, что в отношении нее возбуждено уголовное дело по статье «злоупотребление должностными полномочиями». Причиной стал некачественный ремонт здания театра. За три года до этого Шакурская, будучи директором департамента культуры Тюменской области, вынесла из Тюменского музейного комплекса три картины. Это тоже привело к большому скандалу.

Объединение областной филармонии, театра драмы, театра кукол и центра народного творчества во Пскове и вовсе инициировал в 2014 году бывший тогда губернатором Андрей Турчак. Свой порыв объяснил оптимизацией работы и сокращением бюджетных расходов. Теперь так же со скрипом, скандалами и обвинениями в рейдерстве в Псковской области объединяют музеи.

Схема бананового короля

В Тюмени и Пскове сложно было объединить театры на территории одного города, а Владимир Кехман умудрился работать одновременно в двух театрах на разных концах страны. И если Волковский и Александринский решат объединить под руководством одного гендиректора, то взор выбирающего претендента на положительный опыт бывшего бананового короля.

Ведь он много лет совмещает работу в Михайловском театре и Новосибирском театре оперы и балета. Параллельно Кехман судится за право стать банкротом. Обанкротилась и его компания «Группа JFC», из-за профиля которой — поставки фруктов — Кехмана и называли банановым королем.

Правда, сейчас в Михайловском театре идет проверка Контрольно-счетной палаты.  Ревизоров интересуют финансовые дела театра за последние два года, в частности, расходование  субсидий из бюджета Петербурга. Проверка продлится до 12 апреля, о ее результатах станет известно позднее.

Схема Гергиева-Цискаридзе

Кстати, объединительные (поглотительные) идеи витали в Петербурге и раньше. Ими, например, делился с президентом РФ худрук Мариинского театра Валерий Гергиев. Он говорил об объединении Мариинского театра, Вагановского училища, Петербургской консерватории и Зубовского института в Национальный центр искусств. Руководство Вагановки эту инициативу восприняло в штыки и даже выступило с открытым письмом к Гергиеву, называя идею маэстро беспочвенной.

В итоге руководство Академии балета сменили. Вместо Веры Дорофеевой ректором стал бывший танцор Большого театра Николай Цискаридзе.

На смену руководства в Петербург тогда приехал все тот же глава Минкульта Владимир Мединский.