Адвокат адвокатской палаты Ленинградской области, член Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «АЛИБИ» Артем Зиборов о том, почему дольщики должны настаивать на возбуждении уголовных дел в отношении бросивших их застройщиков, и как это сделать:
Только дольщики могут добиться возбуждения уголовного дела. Дело в том, что уголовные дела о мошенничестве ( ст. 159 УК РФ) возбуждаются только по заявлению пострадавших лиц. Они относятся к делам частно-публичного обвинения. Поэтому без активности дольщиков — лиц, пострадавших от преступления — уголовное дело не будет возбуждено. Я призывал дольщиков обращаться с соответствующими заявлениями в правоохранительные и надзорные органы и ставить вопрос о том, что все они являются пострадавшими от преступлений.
Причины, по которым отговаривают от возбуждения дел, могут быть самыми банальными. Со стороны правоохранительных органов — это обычно нежелание взваливать на себя лишнюю работу, потому что такие дела сложны в расследовании и доказывании умысла, отграничении гражданско-правовых отношений от преступления. Это требует значительных временных и людских затрат, а у нас совершается много обычных бытовых преступлений, которые отнимают львиную долю времени.
Если дольщики объединились и считают, что им необходима профессиональная помощь, они могут обратиться к адвокату или юристу. Статус адвоката позволяет ему представлять интересы лиц в уголовном процессе. Если речь идет о помощи в возбуждении уголовного дела, обращении в правоохранительные органы, помощь адвоката лишней не будет. Точно так же, как если речь идет об обращении в судебные инстанции.
Но если нет такой возможности, гражданин может самостоятельно инициировать доследственную проверку. Для этого ему надо в свободной форме составить заявление о преступлении на имя соответствующего руководителя территориального правоохранительного органа — начальника УВД по конкретному району, где находится банковское учреждение, куда были переведены деньги конкретного дольщика.
Это заявление подписывается гражданином, указывается его домашний адрес, прилагаются копии всех документов: договор долевого участия, претензии к застройщику, ответы. Весь этот пакет документов лично или посредством соответствующего сайта в электронном виде направляется в правоохранительные органы.
По закону правоохранительные органы все должны делать сами. Обязанность доказывать факт совершения преступления, виновность лица, возмещать ущерб лежит на следователе. Но в наших реалиях спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Поэтому необходимо проявлять активность, интересоваться, а не ждать, когда вам помогут, иначе это может затянуться на долгие годы.
В ходе выступления Артем Зиборов привел слушателям случай из своей недавней практики по многочисленным обращениям его клиента в правоохранительные органы Центрального района и выше с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту возможных мошеннических действий Концерна Л1 при осуществлении двойных продаж объектов недвижимости.
Об этой ситуации, которая сейчас помимо уголовно-правовой плоскости стала предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства в Смольнинском районном суде, мы уже писали в своей статье, которая доступна по ссылке: https://moika78.ru/news/2019-06-24/248160-sud-vyyasnyaet-skolko-raz-zastrojshhik-prodal-odni-i-te-zhe-500-kvadratov/
Полное выступление Артема Зиборова на конференции «Мойки78» «Как достроить дом обманутым дольщикам» доступно по ссылке.