Своя сцена есть лишь у пяти из двух десятков малых театров в Петербурге. Тем не менее эти малые театры умудряются на голом энтузиазме собирать полные, хоть и чужие залы. Решить проблему, говорят режиссеры, можно: нужно создать театральную общагу.
Разговор о судьбе малых театров Петербурга зашел на сцене «ЦехЪа» вечером в четверг, 4 июля. Работников искусства собрал Экспертный клуб. По итогам дискуссии малые театры обратились с открытым письмом к администрации Петербурга с просьбой о содействии в предоставлении необходимой для творчества инфраструктуры и налаживании диалога.
«Театр, как рок-звезда, – должен гореть ярко, но умереть молодым»,— заявил Дмитрий Крестьянкин, руководитель «Плохого театра».
В Петербурге, хоть он и культурная столица, театров, включая малые, меньше, чем в Москве. С другой стороны, в просто столице малые театры – каждый сам по себе. В нашем городе, наоборот, это чем-то похоже на театральную секту.
«Мы так или иначе все связаны. То есть мы с Лешей (Козловым из театральной гостиной Vinci) сегодня многое делаем вместе, я ставлю в Социально-художественном театре, Миша (Каргапольцев из театра ЦехЪ) дает нам дым-машину», — продолжил Дмитрий Крестьянкин.
«Мне кажется, надо наладить диалог с малыми театрами. То есть с большими театрами – понятно, а вот с бюджетом малых театров – такая пропасть. Что нужно гостеатрам, видно и очевидно, а вот что нужно малым – непонятно», — говорил Михаил Каргапольцев.
Впрочем, его театр ЦехЪ живет, по сравнению со многими коллегами, очень даже ничего. По крайней мере, есть своя сцена. Всего же из 18 представителей малых театров собственной площадкой смогли похвастаться лишь пятеро.
К примеру, недавно в Петербурге создали творческую мастерскую «Качели». Площадки, где можно поставить спектакль, понятно, нет, и автор проекта Анна Загребова обратилась за помощью в крупные театры.
«Обратилась к государственным театрам, там не поддержали, потому что аренда была – 15 тысяч в час. Пошли по ДК, я пришла в Дом молодежи. Они говорят: бесплатно, каждый день»,— рассказала Анна Загребова.
Оказалось, правда, что и с домами культуры не все гладко. Оборудованную сцену они, конечно, предоставляют бесплатно, но при этом не дают зарабатывать – ни продавать билеты, ни собирать пожертвования.
Кстати, система с пожертвованиями, или, как их называют сами театралы, донатами – чуть ли не основная в малых театрах. Хотя реальным заработком это назвать нельзя. Как говорят в «Плохом театре», за спектакль таким образом можно собрать тысяч пять, а это не окупает даже затраты на организацию (свет, декорации, костюмы), не говоря уж о зарплатах актерам.
«Почему молодые актеры не хотят идти в так называемые академические (театры)? Думаете – не берут? Берут. Более того, многие из них совмещают работу в так называемых больших театрах с работой в наших театрах. Настоящего творчества в промышленности, а большие театры превратились в промышленность, к сожалению, не бывает»,— сказала Лариса Грачева из Социально-художественного театра.
Естественно, найти для каждого малого театра свою площадку – задача малореальная, однако помочь им все-таки можно. В недавнем прошлом, напомнила Лариса Грачева, появилась идея – создать Общее пространство, где бы каждый малый театр мог свободно выступать.
«Если бы появилась какая-то площадка, резидентами которой стали эти театры, мне кажется, это было бы только в плюс. Это не была бы толкотня, это было бы общее такое место, общежитие, где каждый может зайти к соседу за солью», — резюмировал Дмитрий Крестьянкин.