В областном городе Приморске готова площадка для строительства универсального морского порта. К 2022 году там появится развитая, в том числе социальная, инфраструктура, а бюджет получит сотни миллионов рублей налогов. При этом экология региона как минимум не пострадает, подчеркивают авторы проекта.
В 2019 году в Приморске начинается строительство универсально-перегрузочного комплекса, морского порта, который сможет ежегодно обрабатывать порядка 70 млн тонн грузов в год. Местные жители и отдельные активисты, однако, обеспокоены, что в процессе строительства и эксплуатации порта экологии Приморска будет нанесен большой ущерб путем вырубки деревьев.
Среди тех, кто выступает против строительства порта, — активист, бывший эксперт областного правительства Сергей Грибалев.
«Он эколог, который занимался плановыми и неплановыми проверками. Его специфика — это свалки. В лесу немножко другая специфика»,— сказал глава комитета по природным ресурсам Ленобласти Павел Немчинов.
По его словам, земля в Приморске была представлена застройщику по договору аренды на 49 лет, и этот договор позволяет проводить рубки. При этом, указал Немчинов, застройщик не только платит аренду, но и фактически выкупает у региона все деревья, которые срубает.
«Мы будем предоставлять такую же по площади территорию, которая сейчас подлежит вырубке, для осуществления компенсационного озеленения (за счет застройщика — прим.ред.)», — сообщил Немчинов.
В свою очередь исполнительный директор «УПК Приморский» Дмитрий Темкин рассказал, что при вырубке деревьев под строительство порта будут сохранены буферные зоны в 300-1000 метров, чтобы огородить местных жителей от промышленных территорий.
При этом и чиновники, и застройщик подчеркнули, что еще на стадии разработки проекта тщательно изучалась обстановка на месте, экспертные заключения, история территорий.
«Мы проверили материалы из федеральных органов власти и региональных, подтверждающие, что там нет никаких ценных пород»,— отметил Темкин.
А глава комитета по природным ресурсам указал, что на месте будущего порта не водится ни один из редких видов животных.
В свою очередь директор Агентства экономического развития Ленобласти Андрей Сергеев заявил, что власти и бизнес полностью открыты для диалога с жителями. В частности, отметил Сергеев, в Приморске и Выборге открыты три приемных, где гражданам рассказывают о новом проекте, принимают жалобы и предложения.
Больше того, 24 июля пройдут общественные слушания, где все желающие смогут смогут оценить перспективы строительства нового порта.
Отдельно стоит заметить, что вместе с появлением нового порта появятся и новые рабочие места. Их количество оценивается в 4 тыс. Набирать сотрудников планируют среди местных жителей.
«Мы сейчас прорабатываем вопросы с администрацией и с крупнейшими девелоперами Санкт-Петербурга и Ленинградской области о возможности строительства нового микрорайона. Микрорайон будет расположен в непосредственной близости от портового комплекса, в районе поселка Ермилово»,— пояснил исполнительный директор «УПК Приморский».
Вместе с новым жильем и социальной инфраструктурой (школы, детские сады, поликлиники с больницами) появление портового комплекса скажется и на транспортном вопросе.
«Существующую железнодорожную ветку от Выборга до Приморска планируется реконструировать. Мы уже занимаемся строительством новой автомобильной дороги, высокоскоростной, до трассы «Скандинавия»»,— резюмировал Дмитрий Темкин.
Что же касается работы непосредственно порта, то здесь, говорит застройщик, будут использованы самые современные технологии. В частности, закрытая система складов.
Основные грузы, которые планируется возить через Приморск, — уголь (порядка 25 млн тонн в год), минеральные удобрения (7 млн тонн) и зерно (6 млн тонн).
Чтобы в процессе разгрузки-загрузки пыль и грязь не разлеталась по округе, «УПК Приморский» использовал прогрессивную систему, которая, к слову, прошла экспертизу в Горном университете и получила самую высокую оценку.
«Технология закрытой перевалки сыпучих грузов (уголь, минеральные удобрения, зерновые культуры) позволяет полностью исключить негативное воздействие на окружающую среду — пыление, шумовое воздействие. То есть мы полностью локализуем груз внутри терминала, внутри помещений. Закрытые помещения используются при разгрузке вагонов, при транспортировке груза по транспортным галереям. У нас — закрытые склады временного хранения. При загрузке грузов в судно также используются специальные технологии, позволяющие исключить пыление»,— констатировал Дмитрий Темкин.
По мнению председателя Северо-Западной межрегиональной общественной организации «Зеленый крест» Юрия Шевчука, современные технологии действительно позволяют реализовать проект нового порта безопасно для экологии и с пользой для местных жителей. Однако, заявил эксперт «Мойке78», нельзя реализовывать такой проект без общественной экспертизы.
«24 июля пройдут общественные слушания. Жители должны прийти и высказать свое мнение»,— подчеркнул Шевчук.