Российские туроперторы приостановили прием новых организованных туристических групп из Китая в связи с эпидемией коронавируса 2019-nCoV. Турпоток китайцев в Петербург значительно сократится, но на местном бизнесе это, судя по всему, особо не отразится.
Ежегодно в Петербург прибывает огромное количество туристов из КНР, только в 2019 году их число достигло 1,3 млн человек. Такой большой приток иностранных гостей, как правило, означает и экономический рост для региона, однако в случае с туристами из Китая это совсем не так. В Петербурге из-за «не доехавших» туристов из КНР пострадают лишь некоторые поставщики продуктов, АЗС, некоторые магазины, музеи, театры, сами же китайские гиды, Пулково из-за отсутствия туристического сбора и городские проститутки.
По словам председателя Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктории Баргачевой, в Китае в связи с празднованием Нового года возросло количество туристических перелетов как внутри страны, так и за рубеж. Большинство туристов, которые планировали приехать в Россию, как отметила Баргачева, уже прибыли в страну, еще за несколько дней до 25 января, когда в КНР отмечается Новый год.
«Российские гиды и туроператоры вне туристического сезона встречаются с китайскими туристами нечасто. Сейчас для нас именно такой период, соответственно, больший урон несут именно «серые» китайские гиды. Российские гиды фактически ничего не ощутили, ведь заявленные группы туристов уже прибыли, прошли экскурсии и уже постепенно уезжают обратно»,— сказала Баргачева корреспонденту «Мойки78».
Урон экономике из-за «серого» китайского бизнеса касается не только самих туров в Петербург из КНР, но и всех сопутствующих расходов — начиная от трансфера от Пулково до отеля и заканчивая продажей китайской же сувенирной продукции. В туристическом сегменте «страдают» петербургские экскурсоводы, владеющие китайским языком. За счет того, что услуги того же китайского гида обходятся туристам значительно дешевле, они предпочитают не «тратиться» на российского гида, несмотря на укороченную программу тура и фактологические ошибки, допускаемые при описании тех или иных достопримечательностях.
Что касается укороченной программы — таковой она становится из-за того, что китайские нелегальные гиды не утруждаются в оформлении необходимой для работ документации, отчего и не могут водить экскурсии по внутренним помещениям многих музеев. О фактологических же ошибках своих китайских «коллег» не раз говорили и российские гиды, сталкивающиеся с конкуренцией.
«Что касается урона экономике — важно понимать, до какого времени продлится запрет на прием туристов из КНР. Если он продлится до конца февраля — то потери будут незначительными, так как за февраль в Петербург и Москву приехали бы не более 30 тыс. китайских туристов. Если же запрет затронет туристический сезон — то ущерб, соответственно, будет выше. В туристический период для нас вечной проблемой является то, что деньги от туристов из КНР получают только поставщики тех услуг, которые китайцы пока еще не могут забрать себе — это РЖД и гостиницы, но и те начинают потихоньку китайцам переходить. Вся остальная прибыль от обслуживания чаще всего остается в руках китайцев. При этом налаживаются каналы, чтобы все деньги, которые китайцы здесь потратили, локализованно возвращались обратно в Китай через «серые» принимающие туристов фирмы. Соответственно, я не могу сказать, что китайский поток поддерживает многие сферы российской экономики, связанные с туризмом»,— сказала Баргачева.
Китайские туры предполагают различные условия проживания, в том числе и питание, которое, как правило, либо выдается в отелях в виде ланч-боксов, либо оплачивается в городских китайских ресторанах.
Что касается сувенирной продукции, то туристы из КНР из Петербурга везут к себе на родину поделки, произведенные в их же стране. Особенно популярен среди китайских туристов «знаменитый петербургский янтарь», который, видимо, с приливом выносит на берег Петропавловской крепости.
«С китайскими сувенирами у нас действительно есть очень большие проблемы. В качестве примера: в Петербурге в прошлом году открылся один «замечательный» магазин, который открыли китайцы, и там для китайских же туристов продается не угадаете что — матрасы. Это ржака, потому что им рассказывается, что благодаря БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, КНР, ЮАР) можно приобрести матрас из каучука, добытого в Бразилии, и получить его в Китае. Соответственно, сейчас не только деньги не пересекают границы с Россией, но и некоторые товары. С сувенирами примерно та же история — закрытые магазины, в которых товар, чаще всего контрафактный, цены на него завышены в 10-20 раз, с магазинами уже изначально есть договоренность, что, скажем, с каждых 100 рублей 50 рублей возвращаются прямо в Китай, а еще 30 рублей делятся между всеми участниками этих «серых» схем. Они заключаются в том, чтобы туристов обманывать, рассказывая, как здесь все дорого, не показывать им реальных цен, реальных магазинов. Мы проводили опрос ресторанов и магазинов на Невском проспекте, и, несмотря на огромный туристический поток из КНР, китайские туристы к ним практически не заходят»,— отметила Баргачева.
Доходы Петербурга от китайских туристов незначительны, вопреки большому турпотоку, который растет с каждым годом.
Отметим, что ряд музеев, до которых так или иначе добираются китайские экскурсионные группы, как выяснила «Мойка78», оказались не готовы к потенциальной смертельной угрозе коронавируса 019-nCoV, который могут привезти с собой туристы из КНР.
Напомним, в декабре 2019 года в Ухане была зафиксирована вспышка пневмонии, вызванной новый коронавирусом 2019-nCoV. Позднее случаи заражения были зафиксированы и в других населенных пунктах Китая. Ухань и еще несколько городов закрыты на карантин. Эксперты считают, что причиной вспышки нового вируса стали дикие животные. Предполагается, что вирус начал распространяться через рынок в Китае.