Спустя 10 дней после обрушения части здания СКК «Петербургский» при демонтаже крыши вопрос о том, кто будет привлечен к ответственности за гибель газорезчика Матвея Кучерова, остается открытым. В Следственный комитет РФ, куда «Мойка78» обратилась с вопросом, определен ли хотя бы приблизительный круг подозреваемых, предложили запастись терпением.

Оно и понятно: уголовные дела, касающиеся соблюдения правил безопасности, технологий, обязательных условий и прочая при проведении различных работ, требуют не только допроса множества лиц, но также изучения массы документации и нередко проведения сложных экспертиз, прежде чем получить основания предъявить кому-либо претензии.

Между тем, уголовное дело было возбуждено вскоре после ЧП по личному распоряжению председателя СКР Александра Бастрыкина. Поводом в официальном сообщении были указаны гибель рабочего во время производства работ и «очевидный факт нарушения правил безопасности при их проведении».

Конкретная статья не сообщалась, но очевидно, что речь идет о ч.2 ст.216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека). Наказание по ней — принудительные работы либо лишение свободы на срок до 5 лет. С возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности на период до трех лет.

Согласно судебной практике в Петербурге по такой статье редко доходит до реального лишения свободы. К уголовной ответственности же привлекают, как правило, тех, кто согласно должностным инструкциям отвечает за соблюдение техники безопасности на объекте, даже если сам погибший пренебрег ею, как, похоже, и случилось при демонтаже СКК.

Так, например, в Смольнинском районном суде сейчас рассматривается дело о гибели рабочего-мигранта на стройке в районе ул. Александра Невского. Привлеченный к уголовной ответственности прораб, как следует из материалов дела, неоднократно делал замечания бригаде, халатно относившейся к технике безопасности, в том числе мигранту, работавшему в шахте лифта без ремня безопасности, который ему якобы мешал. В момент, когда бригадир находился на обеденном перерыве, рабочий упал в шахту лифта с высоты 8-го этажа и разбился.

Три года условно в октябре 2019 года получил мастер компании, занимавшейся устранением протечек на фасаде одного из домов в Сестрорецке. Его привлекли к ответственности в связи с гибелью в результате падения с высоты рабочего-мигранта, не имевшего допуска к высотным работам и, со слов самого мастера, неправильно закрепившего страховочную веревку.

Полтора года условно с годовым запретом занимать руководящие должности в строительстве получил летом прошлого года по приговору Московского районного суда мастер строительно-монтажных работ. В конце декабря 2018 года на стройплощадке на 1-м Предпортовом проезде обрушившиеся с высоты 9 этажа щиты опалубки вместе с бетоном и арматурой рухнули на стоявшие практически вплотную к зданию биотуалеты. В этот момент в них находились трое рабочих. Двое погибли на месте, еще один получил тяжелые травмы.

Как установили следствие и суд, мастер «неудовлетворительно организовал производство строительных работ», что, в частности, выразилось в ненадежном креплении опалубки и отсутствии защитных заграждений в местах прохода людей в пределах опасных зон.

Впрочем, нередко случается и так, что при расследовании одного дела рождаются другие, поскольку следствие получает доступ к документации и стоящей за ней хозяйственной деятельности, где порой не все оказывается гладко. Так, в ходе расследования убийства сотрудника УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николая Чернова вскрылись факты взяток и злоупотребления при строительстве СИЗО «Кресты» в Колпино, вылившиеся в целую серию уголовных дел в отношении высокопоставленных сотрудников ведомства и крупных бизнесменов.