В 2019-м году в Петербург приехали рекордные 10,4 миллионов туристов. Турпоток вырос почти на 27% в сравнении с предыдущим годом. 2020-й как будто решил отыграться и, можно сказать, обвалил сферу туризма. Одними из первых под удар попали гиды — лицо города. Мы узнали, что сейчас происходит в индустрии у экскурсовода с 20-летним стажем Елены Аршавской.
— поделилась Елена АршавскаяУ меня лично последняя работа была 7 марта. Потом мы все ждали этого сезона как манны небесной. Когда я начинала только свою работу в 2002 году, у меня обычно в мае месяце все было расписано до конца августа. Последние пять лет, конечно, такой ситуации не наблюдалось. И вот этот сезон у меня и у моих коллег был расписан до конца августа. В профессии гида волка ноги кормят. Нет работы — нет денег. Никакой подушки безопасности у гидов чаще всего нет. Мы проели все и жили на деньги своих родственников. Я жила на мамину пенсию весь этот период.
Этот кризис в туризме далеко не первый. Но пандемия вообще лишила экскурсоводов работы. И даже на сегодняшний день большинство гидов сидят без работы.
— отметила ЕленаОфициально экскурсии никто не разрешал. 20 июля должны были официально разрешить. Сейчас все, что происходит в городе уже примерно месяц — это все полулегальные истории. И все кто рискует, рискует ещё и деньгами. Штрафы обещают 300 тысяч. Но пока я не слышала, чтобы кого-то оштрафовали. По городу курсирует 3,5 больших автобуса, и то в основном это на ночные экскурсии с разводом мостов. Днём в городе их мало. Кто мог пересел на микроавтобусы, и мы должны изображать, что мы возим своих родственников, либо у нас это просто развозка.
Все экскурсоводы Петербурга делятся на лицензионных и нелегальных. Городскую лицензию выдает комитет по развитию туризма. Она дается на год изначально. Если гид проработал в отрасли 10 лет и может это подтвердить, выдается бессрочная лицензия. Лицензионные чаще всего работают с турфирмами. Государство обещало поддержку туризму, как наиболее пострадавшей отрасли. Но, как отмечает Елена, даже турфирмы, проработавшие на рынке больше 20 лет, съезжали из офисов. Оргтехнику сотрудники забирали по домам. Арендодатели не шли на компромиссы, а городскую недвижимость снимали единицы. Многие на этой волне закрылись окончательно. На плаву остались только гиганты отрасли и, напротив, совсем маленькие фирмы. Штат сократили почти все агентства. В первую очередь, менеджеров. А гиды и вовсе остались не у дел.
— прокомментировала ЕленаКак правило, нас никто не оформляет по трудовой. И зарплату мы получаем в конверте. И когда случился кризис, мы как раз и оказались той категорией, которая пострадала прежде всего. Про пенсию и так понятно — самая минимальная, так как официально не устроены. Гиды пенсионного и глубоко пенсионного возраста вряд ли вообще когда-то вернутся в профессию. К тому же, работа у нас сезонная. Зимой ее практически нет. Она у нас, грубо говоря, 3,5 месяца. С мая по сентябрь. Есть гиды без лицензии — они просто набирают группы ВКонтакте. И их достаточно много.
В саму эпидемию экскурсии водили только самые отчаянные — счет шел скорее на единицы. Активность в сфере началась именно в среде нелегальных гидов — с предложений в группах ВКонтакте. Люди откликались, делали репосты. Были обещания больших автобусов, свободной рассадки. Но по факту мало кто эти обещания выполнял — такую информацию Елена слышала от коллег.
А полтора месяца назад открылись музеи в Ленобласти. Петербуржцы, оставшиеся без отпусков, готовы были ехать куда угодно. Лишь бы дома не сидеть. Хоть в Карелию, хоть на Ладогу. Но, по словам Елены, это не стало существенной поддержкой для гидов. Без турфирм мало кто из них решался самостоятельно организовывать процесс.
— рассказала ЕленаЯ сама была в Выборге 11-го числа, меня попросили съездить. Сказали, что дадут микроавтобус, в Выборге никого не будет. Была ужасная погода — смерч 24 м/с. Но когда я приехала на рыночную площадь, там стояло 15 автобусов. Сейчас работа начала потихонечку капать, но нам еще за нее деньги не платят, потому что официально ничего не открыто. И вот когда все официально откроется мы надеемся что нам заплатят. Но мы пошли на это, потому что не хотим терять свою профессию.
Кроме петербуржцев, по словам Елены, очень много приехало туристов, которые оказались в городе впервые. А вот гиды, работающие с иностранцами, до сих пор в простое. Хотя обычно половина турпотока в городе — это именно иностранцы. Немногочисленные зарубежные туристы как-то не торопятся пока заказывать экскурсии. Но переходить на русскоязычные группы такие гиды не спешат — слишком разная специфика работы.
— убеждена ЕленаКто-то перешел в режим онлайн. Сначала совершенно бесплатно, потом стали брать за это деньги. И что-то на этом даже заработали. Сейчас гиды запускают пешеходные экскурсии по 500р с человека. Этого всего много ВКонтакте. И даже если соберутся 3,5 человека, я почти уверена, что они их проводят.
На днях открылся в особом режиме Эрмитаж и это стало большим событием. В прошлом году главный петербургский музей посетили 7,5 миллионов человек. В день открытия Эрмитажа после снятия карантинных мер в Главный штаб пришли около 800 человек, в Главный корпус около 1500 человек. В прошлом году цифры были такими: Главный штаб — около 2,5 человек/день, в Главный корпус около 5000 человек. Сейчас билет можно купить только электронный, но все продано на месяц вперед. Петергоф тоже открылся, туда попасть проще.
— рассказала ЕленаВ Петергофе ты можешь купить билет в кассе.Через турникет заходишь в маске. Потом можно снять — никто за руку не хватает. Малые дворцы Петергофа закрыты на сегодняшний день. Большой Петергофский дворец закрыт. В прошлом году группа 25 человек стоила в экскурсионном бюро Петергофа 1500 рублей. На сегодня Петергоф предлагает — 5 человек — 3000 рублей. И стоят у входа гиды с плакатами. Это именно экскурсоводы из экскурсионного бюро Петергофа.
Самый большой страх гидов сейчас — вообще лишиться профессии. Музеи перешли на аудиогиды, такая же ситуация на теплоходах. Легко представить, что туристы и по городу будут ходить исключительно с девайсами.
— подытожила ЕленаНикакие аудиогиды не заменят живое общение. В моей биографии есть несколько историй, когда я встречала на улице людей и мне говорили: здравствуйте, вы нас не узнаете? Пять лет назад мы были на вашей экскурсии, вы так рассказывали, что мы решили переехать в Петербург.