Накануне – третьего августа – анонимные кошельки перестанут быть анонимными. Совет Федерации одобрил изменения, согласно которым россияне теперь смогут пополнить электронный кошелек лишь посредством персонифицированного счета в банке. Сделать это наличными деньгами – как еще пару дней назад – стало невозможным. «Мойка78» выяснила, стоит ли петербуржцам готовится к худшему и пополнять электронный кошелек «подорожника» только в банке?

По данным Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов анонимно электронными кошельками пользуются около 10 млн человек: расплачиваются за покупки в интернет, играют на бирже, переводят деньги за границу родственникам или финансируют терроризм и отмывают нелегальные доходы. Накануне Совет Федерации одобрил изменения в ФЗ «О национальной платёжной системе» и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Главная законодательная инновация – это запрет на анонимное пополнение «электронного кошелька». Чтобы остановить перемещение средств теперь банкирам будет достаточно только подозрения: они имеют право на блокировку счета.

В числе пострадавших от нового закона — клиенты «Яндекс.Денег», QIWI, PayPal, VK Pay и WebMoney. Татьяна Милачева, директор по маркетинговым коммуникациям WebMoney Transfer, рассказывает, что поправки в закон принимались быстро – от внесения в профильный комитет до принятия прошла всего лишь неделя – и парламентарии не обсуждали законопроект с участниками рынка, а значит парламентарии в спешке могли не учесть всех нюансов.

«Те же, против кого поправки направлены, воспользуются другими инструментами, повлиять на которые законодатели сейчас не в силах», — негодует Милачева.

Участники рынка заявляют, владельцы анонимных кошельков не могут «обналичить» деньги с электронного кошелька или перевести их другому физическому лицу. Основное назначение анонимных кошельков – оплата покупок в интернет-магазинах. Таким образом россияне защищают свои сбережения и защищаются от мошенников.

«Использование анонимного кошелька для государства гораздо более прозрачно, чем использование наличных, поэтому запрет на внесение наличных, по нашему мнению, это шаг назад, к операциям в серой зоне. На рынке существует масса бизнес-моделей, для который пополнение анонимного электронного средства платежа наличными — единственный приемлемый способ работы с клиентами, например подарочные и транспортные карты», — рассуждают в пресс-службе Qiwi.

В зоне риска оказались владельцы транспортных карт Москвы и Санкт-Петербурга. Только в Петербурге их почти три млн человек. Однако как рассказали «Мойке78» в пресс-службе «Организатора перевозок», владельцам «подорожников» ничего не грозит.

«На карте «подорожник» живых денег нет: клиент переводит деньги на счет транспортной компании, а уже потом – в виде баллов – эти деньги поступают на его электронную карту», — разъяснил пресс-секретарь «Организатора перевозок» Роман Агапитов.

По такому же принципу работает карта «Тройка». Теперь владельцам других транспортных компаний необходимо менять систему оплату по образу и подобию «Подорожника» и «Тройки». Или вводить в автобусы кондукторов, которые будут работать только за наличный расчёт.