При выборе учебного заведения для ребенка родители, проживающие на окраине города, мечутся между близлежащими вариантами и городским историческим центром, где, как им кажется, чаду может быть лучше.

Gazeta.spb.ru опросила популярных музыкантов, публицистов и историков на предмет их школ и разницы между обычными и привилегированными. Еще несколько десятков лет назад школы на окраине не пользовались особым успехом, ведь вокруг них витало великое множество стереотипов. В частности, что такие заведения являются оплотом для проблемных подростков.

Культовый переводчик, публицист и блогер Дмитрий Пучков в свое время сменил множество школ. По его словам, знаниям мешает не сколько локация заведения, сколько большая скученность учеников. Чем больше детей в классе, тем труднее усвоить предмет или хотя бы понять основную мысль урока.

Однако с технологическим прогрессом школы стали развиваться, а окраины — превращаться в полноценную городскую среду. К 2020 году учебные классы там уже ничем не уступают элитным лицеям. К тому же им удалось легко подстроиться под новые «коронавирусные» реалии, которые буквально вынудили освоить дистанционный формат.

Спортивный зал в школе №469. Фото: Алексей Александронок

Школам, жившим до этого по строгим советским лекалам, пришлось куда сложнее. Да и территория вокруг школ на окраинах прекрасно подходит для внеклассных занятий и физкультуры. Солист группы Billy’s Band Билли Новак вспоминает, что годы его детства и юности окраина казалась неприветливой и серой. Сейчас же, к слову, практически у каждого заведения есть площадка, а в некоторых случаях даже целое футбольное поле.

Новым школам, пусть и построенным далеко от центра, гораздо легче переоборудовать пространство, максимально удобное для каждого. Говоря об эпидемиологической обстановке, стоит отметить просторные коридоры и большие классы, которые позволяют соблюдать социальную дистанцию. Школам старого типа, построенным до Революции в историческом центре или же обосновавшимся в бывших особняках с узкими помещениями, о подобном можно только мечтать.

Нынешние школы, наоборот, дают больше свободы

«Вместо двух входов и выходов — для старших классов и младших, как было раньше, у нас работают все шесть. В итоге дети друг с другом практически не пересекаются, что снижает риск заражения вирусом»,
— рассказывает директор школы №№469 в Выборгском районе Юлия Купорова.

Примечательно, что школа построена недалеко от ЖК «Северная долина» у станции метро «Парнас». Простор и условия соцдистанции точно бы понравились любителю тихого поглощения новых знаний Дмитрию Пучкову. Да и спортивные сооружения, в числе которых бассейн и площадка для активного отдыха, пришлись по вкусу уже Билли Новику. И кто знает – будь в его детстве хороший спортзал, стал бы он увлекаться мрачно-алкогольным творчеством Тома Уйэтса?

С мнением о пользе простора для комфорта школьника согласен историк Лев Лурье. Сам краевед основал школу №610 в родном городе и не понаслышке знает, как тяжело обустроить учебный процесс с пользой для ребенка и его будущего.

Директора и педагоги школ на окраинах города призывают отказаться от стереотипа о «неблагополучии» таких заведений. За них все может сказать интерьер, где даже IT-классы уже не такая уж и редкость. Кроме того, ведущие вузы Петербурга довольно давно облюбовали эти места для привлечения к себе новых абитуриентов.

Новым школам, гораздо легче переоборудовать пространство. Фото: Алексей Александронок

Очень скоро в районе «Парнаса» появится точно такая же школа. В нее пойдут ребята, живущие в «Северной долине». Ученики смогут сесть за парты уже в следующем году. Строительством школы занимается компания «Главстрой Санкт-Петербург» Олега Дерипаски. Это же предприятие успело реализовать целых 12 проектов в «Северной долине» и «Юнтолово». Образовательный кластер в обоих комплексах разрастается с невероятной скоростью.

К слову, у самого Дерипаски налажен контакт с различными фондами, в частности, со специалистами, развивающими цифровой формат обучения.

Дерипаска, выпускник физфака МГУ, основал и поддерживает фонд «Базис», который инвестирует в разработки молодых физиков и математиков. Бизнесмен также развивает центр «Техноспейс» в Усть-Лабинске, где дети изучают современный дизайн, прототипирование, робототехнику и другие дисциплины. Возможность изучать эти предметы теперь есть и в новой петербургской школе №469.

Согласно статистике, в 2020 году за парты 1 сентября сели 353 тыс. петербургских школьника, из них 62 тысячи — первоклассники, что на три тысячи больше, нежели в прошлом году. При этом количество первоклашек в городе на Неве неуклонно растет. Именно по этой причине строительство новых школ, особенно на окраине, так актуально.