Если вдруг в череде праздников вас посетила мысль, как бы так отметить, чтобы запомнилось на долгие годы, то этот день в истории как раз для вас.
У русского царя в чертогах есть палата:— писал в своем стихотворении «Полководец» Александр Пушкин.Она не золотом, не бархатом богата,
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года,
Речь, конечно же, о Военной галерее Зимнего дворца. Ее открытие состоялось как раз 6 января 1827 года, когда в России отмечали годовщину победы над французской армией Наполеона. Прообраз галереи – один из залов Виндзорского дворца, посвященный битве при Ватерлоо.
В этот же день спустя 11 лет парадным маршем петербургский гарнизон приветствовал открытие памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. На торжестве в честь 25-летия победы над Наполеоном присутствовала императорская семья почти в полном составе, военные начальники России. А вот автор монументов, выполненных в граните и бронзе, Борис Орловский их открытия не увидел — он скончался за несколько дней до праздника.
Орловскому удалось добиться удивительного портретного сходства гранитных фигур с их историческими прототипами, и петербургская публика его старания оценила. Каменные полководцы пользовались такой популярностью, что пришлось округ них поставить чугунные ограды. Симпатии жителей столицы к монументам нашли выражение в многочисленных городских шутках. «Почему памятник Кутузову поставили в Петербурге? — Потому что Москву он сдал».
И даже стихах.
Барклай-де-Толли говорит:
— У меня живот болит.
А Кутузов отвечает:
— Вот аптека, полегчает.