Закон о гаражной амнистии практически не оставит шанса чиновникам из комитетов по строительству и имущественных отношений забирать землю у ветеранов и блокадников. Лакомые территории, которые могли бы уйти под застройку, останутся у петербуржцев.

В декабре в Госдуму был внесен проект закона о гаражной амнистии. Он затронет более 3,5 млн россиян. Его смысл в том, чтобы люди по упрощенной схеме могли получить право собственности на землю и саму постройку.

Так, если земельный участок под гаражом не поставлен на кадастровый учет, нужно будет провести работы, стоимость которых — 3-5 тысяч рублей. Как правило, владельцы гаражей — это пенсионеры, которым сумма может оказаться не по карману. Росреестр предлагает властям регионов или муниципалитетам субсидировать расходы граждан.

Конечно, консервировать гаражи в центре развивающегося города — решение малорациональное. Однако создавать социальное напряжение, изымая законную землю у пенсионеров у блокадников, ещё более неосторожный шаг. Альтернативой здесь мог бы стать чёткий алгоритм предоставления компенсаций или мест в паркинге.

Землю под гаражные кооперативы раздавали в советское время, часто это делали от предприятий. О выгоде, которую могла бы эта территория принести, конечно, тогда не думали. Теперь всё изменилось: в Петербурге было немало прецедентов, когда власти изымали землю кооперативов и отдельных гаражей. А потом её отдавали под застройку, например, из-за удачного расположения. Девелоперов привлекала ещё и низкая стоимость.

Как правило, у граждан не было никаких документов, чтобы доказать право собственности. Компенсации выплачивали не всегда — и вполне законно. Когда гаражная амнистия вступит в силу, просто так забрать землю будет нельзя.

С осени 2018 года в Петербурге начали сносить гаражи по столичной технологии: власти не продлевают договоры аренды, сносят боксы, а на освободившиеся площади приходят девелоперы. На тяжелой технике к владельцам гаражей приезжают сотрудники комитета по контролю за имуществом (ККИ). Именно подчиненные Сергея Муравьева воплощают в жизнь решения о разрыве договоров, а потом равняют постройки с землей.

Первыми воспользоваться моментом решили в компании «Стройтрест». Еще в 2016 году они получили участок в районе Малой Бухарестской улицы, где расположились две с лишним тысячи боксов (кооперативы ПО-7 и ПО-11). А уже в 2018 году там зашумела стройка нового ЖК.

С февраля 2019 года власти, оценив, видимо, потенциал, вошли во вкус и возобновили сносы.

Больше 900 гаражей ККИ сносил в районе Лахты. Земельный участок площадью почти 35 тысяч «квадратов» на Стародеревенской улице заинтересовал чиновников.

Ранее был заключён договор с Приморской общественной организацией Всероссийского общества автомобилистов Петербурга на аренду этого земельного участка под гаражи. Однако договор был расторгнут, но гаражи так и остались, и якобы они занимают земельный участок незаконно.

За последние годы таких ситуаций было немало. Оцепив территорию, гаражи сносили у «Невской ратуши». Происходило это несмотря на жалобы владельцев. Конфликт между кооперативом и городом продолжался несколько лет. Собственники гаражей — семьи военных и потомки ветеранов Великой Отечественной войны.

В некоторых случаях на снос выходили по жалобам жильцов, например, в Петроградском районе. В ведомстве отмечали, что петербуржцы выразили беспокойство санитарной обстановкой придомовой территории, на которой размещены гаражи. По словам жильцов, в боксах обитает множество крыс, они совсем не боятся людей и нападают на котов и собак. Реакция ККИ ждать себя, конечно, не заставила — расправились быстро.

Кстати, возвращаясь к компенсациям. Вспомним историю Коломяг от лета 2019 года — сотни гаражей ушли под бульдозер. История получилась громкой, а противостояние чиновников и жителей длилось несколько месяцев. Первым удалось победить, а простые люди остались ни с чем, в том числе без компенсаций.

Доходило и до протестов против действий Смольного и даже до реальных угроз в адрес чиновников. Не по-доброму встретили владельцы гаражей на всё на той же Стародеревенской улице сотрудников комитета по контролю за имуществом Петербурга в 2019 году. Смольный пришёл с инструментами и тяжелой техникой сносить комплекс боксов. Толпа мужчин встретила чиновников агрессивно, у одного были гранаты.

На рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о гаражной амнистии внесли в середине декабря. Не исключено, что в ближайшее время документ будет принят, а значит, у Смольного осталось совсем немного времени, чтобы без разбирательств лишить горожан собственного имущества.