Петербуржцы (в особенности пожилые) нередко становятся жертвами телефонных мошенников. При этом, как говорят специалисты, злоумышленники находят все новые и новые способы обманывать недостаточно бдительных.

Как рассказал изданию «Известия» зампредседателя правления «Сбербанка» Станислав Кузнецов, телефонные мошенники в нашей стране каждый месяц обкрадывают людей на 3,5-5 млрд рублей. Их любимая методика — перевод денежных средств на «безопасный счет»: такой уловкой пользуются в 61% случаев мошенничества. Ее суть заключается в следующем: при звонке пользователя убеждают, что ему нужно перевести деньги на некий «защищенный счет». Напуганный клиент сам отдает свои накопления в руки злоумышленников.

Как выяснили специалисты Сбера, один Call-центр злоумышленников осуществляют 3-7 тыс. звонков в сутки. При этом в 50% случаев операторы call-центров не дозваниваются, и только 1% звонков срабатывает. Ежемесячный доход одного такого центра может достигать одного миллиона долларов. А таких «контор» — десятки.

По данным «Центробанка», суммарный ущерб от телефонных мошенников в России за прошлый год заставил 9,8 млрд рублей. При этом в министерстве внутренних дел ущерб за 2020 год оценили в 60 млрд, а в Генпрокуратуре – в 85 млрд рублей. Такой разброс связан с отсутствием проработанной единой системы оценки ущерба.

За 2020 год в Сбер поступило 3,7 млн жалоб на попытки мошенничества. Ка сообщили в самой компании, злоумышленники в прошлом году пытались позвонить клиентам более 15 млн раз. Интересно, что количество попыток нажиться на доверчивых гражданах у телефонных проходимцев выросли в два раза по сравнению с 2019 годом. Только за первое полугодие 2020 года рост составил 76% по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году.

Для того, чтобы продемонстрировать масштаб ущерба, в Сбере привели данные по телефонному мошенничеству на примере одного call-центра. Так, согласно данным банка, на один такой центр приходится от 3 до 7 тыс. звонков в сутки. Из них половина недозвонов, и менее 1% звонков срабатывает.

В целях борьбы с такого рода преступлениями Сбер довел до 99% систему выявления мошенничеств с помощью фрод-мониторинга. Так, если пожилая дама из Саратова внезапно начинает присылать деньги кому-то во Владивостоке, где она никогда не жила, банк приостанавливает операцию и перепроверяет все, рассказал Станислав Кузнецов.

Пытаются решить для предотвращения распространения и на государственном уровне. Так, для предотвращения распространения мошеннического трафика в сетях операторов связи Межведомственная рабочая группа при Минцифры рассматривает несколько инициатив, предусматривающие изменения в ФЗ «О связи», постановление правительства № 161 и КоАП. На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект о подменных номерах. Еще на операторов хотят возложить обязанность верифицировать и блокировать не верифицированный трафик. По прогнозам Кузнецова после того, как изменения вступят в силу, мошеннический трафик снизится на 70%.