В одинаковых правовых реалиях петербургский метод взаимодействия с прокатом электросамокатов оказался эффективнее московской практики запретов. Мойка78 выяснила, как диалог способствует кратному снижению аварийности кикшеринга.
Правила дорожного движения, в том числе на электросамокатах, одни для всех российских городов. Компании, сдающие в аренду самокаты, что в Петербурге, что в Москве в большинстве своем одни и те же.
В Москве, как писала Мойка78, кикшеринг ограничивают запретами: не больше шести аппаратов оператора на парковке, не больше 10 тыс. аппаратов в парке каждого оператора, единые требования к зонам парковки и так далее. Участники рынка указывают на зарегулированность сферы со стороны властей, а статистика аварийности свидетельствует, что системно проблему безопасности кикшеринга решить не удалось.
В Петербурге кикшерингу условий не ставили. В комитете по транспорту, главой которого является Кирилл Поляков, сделали ставку на диалог, за что подверглись критике — дескать, у нас за соблюдением закона не всегда удается проследить, что же говорить о рекомендациях.
Как рассказал Мойке78 основатель кикшерингового сервиса «Молния» Андрей Синьковский, представители транспортных властей сообщают прокатным компаниям, где нежелательно парковать самокаты, где лучше ограничить скорость.
Компании заносят пожелания комитета на свои серверы, а те автоматически ограничивают в нужных местах скорость. Сколько ни жмут клиенты на ручку, больше 20 км/ч самокат не едет, а в центре Петербурга — не разгоняются больше 15 км/ч.
При этом в самом начале аренды программа демонстрирует клиентам, где они смогут или не смогут завершить прокат самоката. Если приехать в закрытую зону, приложение не даст завершить аренду, и деньги за пользование продолжат списываться.
Евгений Мутовкин, представитель сервиса кикшерингового, в беседе с корреспондентом Мойки78 пояснил, как операторы кикшеринга следят за соблюдением установленных правил с технической стороны.
Операторы кикшеринга разработали дополнительные меры со стороны технической части компании как раз по реализации установленного перечня, который мы подписали в регламенте. То есть в самокате установлены трекеры, которые напрямую коннектятся с внутренним техническим сервисом компании, и через этот сервис идут сигналы на трекеры с командами по ограничению скорости в тех или иных зонах, ограничению парковки или полному ограничению катания,— сказал Мутовкин.
Кроме того, комитет по транспорту обязал операторов отчитываться о том, что было сделано для исполнения установленных требований. Также Мутовкин отметил, что если сравнивать нюансы существования кикшерингового бизнеса в Москве и Петербурге, то отличия есть, но они несущественны.
О том, что в Москве ведется диалог в отношении регламентирования рынка по количеству самокатов в парке одной компании, Мутовкин не видит ничего плохого. Также он предполагает, что вслед за столицей такие меры введут и в Санкт-Петербурге.
Я на самом деле ничего плохо в этом не вижу, потому что таким образом рынок выровняется и будет более понятным и более регулируемым, потому что сейчас плодятся миллион разных игроков рынка и не соблюдают правила, которые устанавливаются в рамках рабочей группы, где сидят достаточно крупные игроки рынка. И как раз эти небольшие игроки, которые не соблюдают установленные правила, они и влекут за собой все эти разбирательства, которые у нас идут и с СК, и с комитетами, которые занимаются данным вопросом,— добавил бизнесмен.
Подводя итог, заметим, что путь диалога комитета по транспорту Санкт-Петербурга с ключевыми операторами кикшеринга сформировал среду высокой социальной ответственности бизнеса. Операторы понимают, что соблюдение достигнутых соглашений — вопрос доверия граждан к участникам рынка кикшеринга. Доверие, которое необходимо оправдывать. Чем ответственнее операторы подойдут к самоконтролю, тем меньше будет предпосылок для введения новых строгих ограничений, призванных обеспечить безопасность пешеходов, пользователей средств индивидуальной мобильности и иных участников дорожного движения.
Как писала Мойка78, опыт петербургских властей оказался настолько удачным, что перенимать его начали власти Хельсинки.