Почему в Петербурге разрушаются исторические здания, а частные инвесторы не готовы вкладывать деньги в восстановления памятников, вместе с экспертами разбиралась известная телеведущая, сторонница «Новых людей» Елена Летучая.
В Пушкине уже не один десяток лет погибает уникальное здание первого в России Императорского вокзала. О том, что здесь когда-то ходили поезда, забыли даже местные жители, ведь рельсов и платформы давно нет, а разрушающийся дом обнесен синим забором и постепенно зарастает бурьяном. Одна из самых интересных и красивых построек начала XX века оказалась никому не интересной.
По словам лидера «Новых людей» в Петербурге Дмитрия Павлова, этот павильон несколько лет назад выставили на аукцион. Компания, выигравшая торги, не справилась с возложенной на нее ответственностью. В результате здание бывшего вокзала вернулось в городскую собственность.
Несмотря на его плачевное состояние, даже сейчас мы можем разглядеть чудом сохранившуюся историческую роспись, барельеф с двуглавым орлом, плитку на полу. Но если в ближайшее время не появится инвестор, то здание просто погибнет,— рассказывает Дмитрий Павлов.
А вот купеческой усадьбе Кокорева повезло. Восемь лет назад ее на аукционе выкупила компания, которой руководит Дмитрий Павлов. Правда, реставрационные работы в здании начались совсем недавно — на согласование проектной документации ушло пять лет.
Это здание является памятником регионального значения, в этом его ценность и сложность одновременно. Каждый этап работ нам приходится согласовывать с контролирующими органами. Мы планируем завершить реконструкцию особняка в течение двух-трех лет,— рассказывает Дмитрий Павлов.
После реставрации в этом здании из белого немецкого кирпича откроется отель на 45 номеров со спа-центром и тренажерным залом. Также здесь будет организуют пространство для выставок и культурных мероприятий.
К сожалению, здание досталось нам в очень плохом состоянии. Из артефактов сохранилась только мраморная лестница, ее мы отреставрируем. Особняк построен Сильвио Данини — последним придворным архитектором Царского Села. Это одно из лучших его творений,— отмечает Дмитрий Павлов.
Елена Летучая не только посмотрела, как ведутся восстановительные работы в усадьбе, но и сама приняла в них участие — помогла реставраторам в очистке фасада здания. А затем отправились в бюро известного петербургского архитектора Никиты Явейна, где вместе с экспертами обсудила проблему разрушения исторических памятников Северной столицы.
Реставрационные работы в городе ведутся, но проходят они за счет городского или федерального бюджета. Инвесторам невыгодно брать исторические объекты, потому что с ними ничего невозможно сделать, не нарушив какой-то норматив или регламент. Предприниматели часто сходят с дистанции на полпути. И город не может найти применения уже расселенным домам. История с домом Басевича, которому пять лет ищут инвестора, тому пример. Его просто не приспособить под современные нужды с действующим сегодня законодательством,— сообщил руководитель архитектурного бюро Никита Явейн.
Елена Летучая сравнила состояние исторических домов Петербурга и Москвы. По ее словам, город на Неве пока серьезно проигрывает столице в темпах реставрации.
Петербург реставрируется, но не в тех объемах, в которых хотелось бы. Спасением исторических зданий не должно заниматься исключительно государство. Необходимо привлекать и частных инвесторов. Но для них нужно создавать благоприятные условия. Не хватает соответствующих решений на законодательном уровне. И конечно, многое зависит от настроений и климата в обществе. Нужно всячески поддерживать тех, кто решается взять на себя спасение исторических памятников, мотивировать их,— отметила Елена Летучая.
Представители партии «Новые люди» считают, что исправить ситуацию поможет новый подход к бюджетной политике. Сейчас 75% налогов передают в федеральный бюджет, 25% оставляют регионам. Должно быть наоборот. Тогда у Петербурга будет больше собственных средств на дорогостоящие реставрационные работы.
Один из вариантов решения проблемы — введение туристического сбора, средства от которого могли бы пойти на реставрацию исторического центра.
Он может составить 100 рублей в день для российский туристов и 5$ для иностранцев. Для одного человека это небольшая сумма, но к нам приезжают миллионы. Собранные деньги предлагается целевым образом направить на ремонт исторических зданий. Потому что городская казна не безразмерна, а восстановление памятников — дорогостоящий процесс,— уточнил Дмитрий Павлов.
После дискуссии с экспертами Елена Летучая отметила, что ей самой захотелось стать инвестором и заняться реставрацией какого-нибудь бесхозного объекта. Возможно, это время еще придет.